5 декабря 2017     Комментарии к записи Адаптация к «новой реальности»: россияне тратят меньше и рациональнее отключены
 

Адаптация к «новой реальности»: россияне тратят меньше и рациональнее

Россияне стали более рационально относиться к покупкам: тщательнее выбирают товары, меньше внимания уделяют брендам и постоянно находятся в поисках более выгодных предложений. Таковы результаты исследования, проведенного The Boston Consulting Group (BCG) в 2017 году.

Опрос, в котором приняло участие 4 тысячи респондентов, показал, как изменились потребительские привычки и подход к распределению трат жителей России с 2013 года. В частности, в исследовании говорится, что россияне стали более разборчивыми покупателями, предпочитают платить больше лишь за товары, относящиеся к наиболее важным для качества жизни категориям, выбирают предложения с более низкими ценами, а каждый третий стал меньше тратить.

В BCG отметили, что новая модель поведения россиян больше напоминает модель стран Восточной Европы. Глава экспертной практики по розничной торговле и потребительским товарам в России и СНГ Иван Котов назвал это «перезагрузкой» отношения к потреблению, которая коснулась всех категорий граждан – от самых обеспеченных до тех, чей доход невысок. Так, половина россиян, по словам Котова, нацелена сегодня больше на накопления, чем на траты. Те же, кто тратит, стали более осмотрительными в покупках и готовы искать лучшее соотношение цены и качества.

Ценности и опасения

Аналитики уверены, что перемены в поведении потребителей связаны с непростой экономической ситуацией в России. Консалтинговая компания напомнила, что рост инфляции в последние годы опережал рост доходов россиян, вследствие чего им пришлось приспособиться к новым условиям.

Число россиян, с беспокойством думающих о будущем, сократилось по сравнению с 2013 годом на 5%, вместе с тем снизилось количество оптимистически настроенных граждан – в 2017 году среди опрошенных выявлено лишь 55% оптимистов, что на 15% меньше, чем в 2013 году.

Среди важнейших жизненных ценностей респонденты всех уровней дохода назвали дом и семью (83% опрошенных), здоровье (78%) и безопасность (67%). Прочие ценности у разных по уровню дохода групп разные.

На что россияне готовы тратить деньги

О сокращении общего объема потребления в ходе исследования сообщили 35% участников. Базовые расходы, к которым относятся продукты, транспорт и ЖКХ, составляют теперь около 60% всех трат, а располагаемые доходы для покупок товаров других категорий сократились. Выяснилось также, что непродовольственные товары россияне все больше воспринимают как «необязательные», приобретая в основном только одежду, медикаменты, косметические средства и бытовую технику.

В BCG отметили, что происходит перераспределение расходов в пользу категорий товаров, ассоциирующихся с высоким качеством жизни, таких как полезные продукты, товары для детей, обучение, туризм, лекарства. В то же время потребители сокращают затраты на алкоголь, сигареты, фаст-фуд и полуфабрикаты.

Исследование показывает, как изменился менталитет россиян. Они стали меньше тратить, больше откладывать, реже совершают импульсивные покупки, ищут товары с наиболее низкими ценами. Покупки больше не синоним счастья для большинства – доля потребителей, которым шопинг помогает чувствовать себя счастливыми, с 2013 года сократилась на 14%.

Наконец, россияне стали равнодушнее к брендам – только четверть опрошенных придают им решающее значение.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru