25 октября 2017     Комментарии к записи Банки массово блокируют счета клиентов. Регулятор утверждает, что все под контролем отключены
 

Банки массово блокируют счета клиентов. Регулятор утверждает, что все под контролем

Росфинмониторинг считает тревожной ситуацию с остановкой банками операций клиентов. С начала года было заблокировано почти полмиллиона транзакций на сумму 180 млрд руб. Понятного механизма для их обжалования нет, но в то же время, попадание в черный список даже из-за единичных отказов грозит клиенту новыми блокировками и лишением доступа к банковским услугам в будущем. В ближайшие дни эта проблема будет обсуждаться в Центробанке, но учитывая, что сами банки не хотят признавать, что блокировки осуществляются в рамках черного списка, решить ее будет сложно.

С начала года банками было приостановлено 460 тыс. сомнительных транзакций. Причем, клиенты, получающие отказ в проведении операции, очень редко обжалуют такие решения. На сегодняшний день в Росфинмониторинг было подано около одной тысячи заявлений клиентов о несогласии с действиями банков. Однако, эксперты считают, что реальное количество жалоб намного больше, просто большинство из них поступают в Центробанк. Еще около 10% клиентов, операции которых были приостановлены, обращаются с жалобами непосредственно в банки.

В России нет единого органа, который бы рассматривал такие жалобы. Бизнес-омбудсмены считают, что разбором этих ситуаций должен заниматься регулятор, наделив соответствующими полномочиями Службу по защите прав потребителей на финансовом рынке. Пока это предложение не нашло поддержки. Незаконная блокировка может быть обжалована клиентом в суде, но это долго и не просто, поэтому подобных судебных прецедентов пока немного.

Ситуация усугубляется наличием черного списка отказников, который доводится до сведения банков. Он формируется Росфинмониторингом и регулятором. Чтобы в него попасть, компаниям и гражданам достаточно получить один отказ банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости от справедливости такого обвинения). Список стал доступен банкам в июне 2017 года, и уже на момент начала рассылки включал около 200 тыс. клиентов. По данным Росфинмониторинга, за несколько месяцев он расширился более чем вдвое.

Процедура исключения из списка на сегодня не разработана, хотя, по мнению экспертов, сделать это необходимо. Поэтому, Ассоциация российских банков уже готовит предложения по введению механизма реабилитации.

Однако, Центробанк пока сосредоточился на разъяснительной работе. По мнению регулятора, информация об отказах помогает бороться с операциями по обслуживанию теневого бизнеса и финансированию терроризма. В то же время, этот инструмент не должен рассматриваться как единственное основание для отказов и затруднять обслуживание добросовестных клиентов. Банк России работает над тем, чтобы у последних не возникало трудностей.

По информации Центробанка, он разъясняет кредитным организациям, что информацию об отказе конкретному клиенту нужно воспринимать не как причину лишать его доступа к банковским услугам, а как повод для более тщательного изучения его операций. Кроме того, регулятор внимательно рассматривает жалобы клиентов, касающиеся отказов банков открывать счета или проводить транзакции. Банк России обязательно требует у кредитной организации объяснений по поводу принятого ею решения, и дает оценку его обоснованности.

Это объясняет, почему банкиры не хотят указывать пребывание клиентов в черном списке как причину блокировок. По данным Росфинмониторинга, в июне-сентябре доля решений о блокировании операций, которые были приняты банками на основании полученной информации об отказах, составляла лишь около 0,15%. В то же время, причину масштабных объемов блокировок регулятор объяснить не смог, хотя она очевидна. Кредитные организации не хотят тратить время и силы на проведение дополнительного анализа операций клиентов, но и рисковать не желают, поэтому перестраховываются, автоматически блокируя фигурантов черного списка, а Центробанку таких подробностей не сообщают.