14 апреля 2017     Комментарии к записи Банковские карты: как сэкономить и заработать отключены
 

Банковские карты: как сэкономить и заработать

В России 6 лет подряд растет количество банковских карт. С 2010 г. их число выросло почти в 2 раза – до 250 млн шт. со 130 млн. Даже если отнять 10% карт, эмитированных в период, когда банки просто рассылали по почте неактивированные карты, все равно получится рост в 1,5 раза.

Depositphotos

По данным аналитиков НАФИ, 60% россиян практически не используют безналичные платежи. При этом почти у каждого второго есть банковская карта, а у каждого десятого больше половины расходов приходится на безналичные платежи. Так что существует еще достаточно большая прослойка населения, которую можно охватить карточками – тем более что количество карт у рядового потребителя постоянно растет.

Клиенты меняют поведение

Если раньше карты воспринимались в России прежде всего в качестве источника наличных денег, то сейчас тенденция постепенно изменяется. Рост популярности карт обусловлен и появлением их новых разновидностей (дебетово-кредитные, прозрачные), и развитием инфраструктуры.

Еще недавно большинство сетей фастфуда не принимали карты к оплате. Сегодня расплатиться пластиком можно практически во всех ресторанах быстрого питания. Меняется и ситуация в общественном транспорте. Так, в столице посредством карты можно оплатить проезд в большинстве случаев.

Росту безналичных карточных платежей способствует повышение популярности данного инструмента у пользователей. Играют свою роль и бонусные программы банков типа начисления процентов на остаток, кэшбэка, кобрендов с накоплением бонусов.

В результате растет число операций по картам, а средний чек уменьшается.

Возможность сэкономить и заработать

У граждан из разных социальных групп отличаются и факторы, которые влияют на выбор карты. Чаще всего банки к категории Subprime относят клиентов с уровнем дохода до 20 тыс. руб. в месяц, к сегменту Mass – до 50 тысяч, Middle — до 250 тысяч, Premium — более 250 тыс. руб.

Для имеющих невысокий, нестабильный или «серый» доход клиентов из сегмента Subprime важнее всего возможность снятия наличности и простота продукта. Но и здесь меняется модель поведения: так, в 2016 г. в банкоматах «Русского стандарта» число операций по снятию наличности уменьшилось на 34%. Фиксируется также и некоторое уменьшение среди всех операций доли снятия наличных – на 0,4%.

Для клиентов из сегмента Mass основную роль при выборе карты играют тарифы. У кредитных карт важно наличие грейс-периода и низкой ставки, у дебетовых – высокого процента на остаток. Клиенты из этой группы интересуются предлагаемыми банками скидочными программами. Банки реагируют, наращивая вложения в программы лояльности.

Представители среднего класса из категории Middle обращают внимание уже не столько на тарифы, сколько на выгоды от программ лояльности, включая величину скидок, размеры cash back и пр. Они хотят не только экономить, но и зарабатывать на использовании карт.

Обеспеченных клиентов из категории Premium больше интересуют не монетарные аспекты, а специальные возможности, предоставляемые картой. Речь идет прежде всего об особых привилегиях, которые подчеркивают статус клиента и обеспечивают высокий уровень комфорта. Клиенты премиального сегмента интересуются наличием отдельных зон обслуживания, консьерж-службы, персонального менеджера, доступа на закрытые премьеры или в ВИП-залы аэропортов.

Премиальные карты обычно объединяют привилегии от банка-эмитента и платежной системы. Причем программа лояльности платежной системы может быть даже интересней бонусов от банка.