16 мая 2016     Комментарии к записи Бюджет России может недосчитаться 2 триллионов рублей отключены
 

Бюджет России может недосчитаться 2 триллионов рублей

Сокращение доходов российского бюджета происходит быстрее, чем это ожидалось в начале текущего года. Объявленного правительством секвестра размером 10% может не хватить, чтобы сбалансировать бюджет. Такие данные приводятся Счетной палатой. Доходы казны сегодня больше чем на 15% уступают прошлогодним. При сохранении нынешней тенденции бюджет РФ недосчитается по итогам года почти 2 трлн рублей. Эта сумма в 4 раза больше объема экономии, которой добился Минфин в результате т.н. бюджетной оптимизации.

Бюджет

В первом квартале федеральный бюджет недополучил примерно 500 млрд рублей доходов. Если не произойдет кардинального улучшения ситуации, то по результатам 2016 года бюджет РФ недосчитается куда более серьезной суммы.

Какие шаги предпринимает правительство для стабилизации ситуации? Практически никаких, если не считать уменьшения госрасходов, уже вышедшего за рамки секвестра. По данным Счетной палаты, расходы федерального бюджета за первый квартал достигли 3,6 трлн рублей, что на 12% меньше показателей прошлого года.

Еще в конце 2015 года в правительстве созрело решение о необходимости оптимизации расходов бюджета. Глава Минфина Антон Силуанов заявил в январе 2016 г., что в результате сокращения незащищенных расходов бюджета удастся сэкономить 512 млрд рублей. То есть Минфин планировал сэкономить за весь год столько, сколько уже потеряно федеральной казной только за один первый квартал. Из этого следует, что либо у правительства не получится удержать дефицит бюджета в рамках установленной президентом величины 3% от ВВП, либо не избежать дополнительного и еще более жесткого секвестра.

Правительству пришлось в апреле впервые в текущем году «распечатать» Резервный фонд, из которого 390 млрд рублей было направлено на покрытие бюджетного дефицита. Сегодня правительство занимает выжидательную позицию. Неизвестно, что дальше будет с конъюнктурой стоимости сырьевых товаров на глобальных рынках. В финансово-экономическом блоке правительства отсутствует ясная позиция по стимулированию экономического роста и увеличению налоговых поступлений. Принятое по секвестру решение не позволит закрыть проблему дефицита бюджета и усугубит в стране общую социально-политическую ситуацию.

Секвестр угрожает в первую очередь простым людям. Заявления чиновников позволяют сделать вывод, что первыми будут сокращаться именно социальные обязательства. Возможно, будет также отложено финансирование ряда статей антикризисного плана, например, поддержки отечественной легкой промышленности. Раньше на это планировалось найти свободные средства именно в бюджете.

По информации Счетной палаты, антикризисный план в первом квартале 2016 г. был выполнен меньше чем наполовину (в сравнении с заложенными ориентирами). Из 26 намеченных на I квартал пунктов выполнено только 11, не выполнено полностью – 13, частично выполнено – 2.

Что в такой ситуации могут предпринять чиновники? Провести очередную «малую приватизацию», забрав у госкомпаний дивиденды и лишив их средств, предназначенных для инвестиции в основные фонды; увеличить сборы, налоги и другие поборы. «Заманчивая» перспектива и для российского бизнеса, и для простых граждан.

Результатом политики правительства стал полномасштабный финансово-экономический коллапс. Отмечено снижение индекса деловой активности в обрабатывающей промышленности РФ до восьмимесячного минимума. На фоне сокращения числа новых заказов темпы падения объемов производства достигли максимальных значений с мая 2009 г. Практически полностью останавливается производство в отраслях с высокой добавленной стоимостью, сотрудников отправляют в отпуска без содержания. Правительство в это время увеличивает фактическую нагрузку как на государственный, так и на частный бизнес. Деловая активность сводится к нулю, а секвестр коснулся уже соцвыплат и пенсий.

Сколько не дискутируй, но банкротство нынешней финансово-промышленной политики правительства является несомненным фактом. В результате деятельности Силуанова, Улюкаева, Набиуллиной, следовавших рекомендациям «внешних друзей», российская экономика попала в западню стагнации, и на весьма длительный срок.