7 декабря 2018     0
 

Для разблокировки карты банки требуют явиться лично

Обычный перевод на сравнительно небольшую сумму – 17 тыс. рублей – стал причиной блокировки банковской карты Марии Быстровой. Девушка так и не смогла разобраться в причинах забастовки онлайн-банкинга, хотя сообщение «Подозрительный перевод, карта заблокирована» поначалу было воспринято как пустяковое недоразумение, которое можно решить одним звонком в банк. Однако вскоре выяснилось, что в таких случаях желательно быть поблизости от отделения кредитной организации.

Марию угораздило попасть под бдительное око банка, когда она находилась на даче. В ближайшем населенном пункте отделения ее банка не было. Знакомому, которому в воскресенье срочно понадобились деньги и девушка взялась отправить перевод, помощь все же переправили. Это сделал другой человек – владелец карты другого банка. А Мария осталась далеко за МКАДом с мелочью в кошельке и заблокированной картой.

Попытка дозвониться в банк увенчалась успехом, но переговоры закончились безрезультатно. В банке отказались пояснить причину блокировки, заявили, что это внутренняя информация, которую клиенту знать не положено. Не помог и статус надежного клиента, много лет пользующегося услугами кредитной организации, включая оформление зарплатной и кредитных карт.

По звонку в банке не захотели разблокировать карту. Не спасло секретное слово, не помогли сведения личного характера, включая адрес и паспортные данные. Для разблокировки карты предложили ехать в Москву, а это без малого 100 км. Хорошо хоть был полный бак в машине.

Историей Марии Быстровой по нынешним временам никого не удивишь. Подобные ситуации заметно участились после того, как в конце сентября заработал закон о противодействии мошенничеству, связанному с банковскими операциями. Теперь банки принялись рьяно отслеживать и без особых раздумий блокировать мало-мальски подозрительные переводы. Хотя по идее кредитные организации должны сами предварительно связываться с клиентом, чтобы убедиться в обоснованности блокировки. Но Марии никто не позвонил. Мало того, когда она сама связалась с банком, ей не пошли навстречу.

Существует еще один повод для блокировки – требования антиотмывочного закона (ФЗ-115), но он касается в основном транзакций, превышающих 600 тыс. рублей. Банки, в принципе, могут поинтересоваться правомерностью и более мелких переводов. Однако Марии никаких вопросов не задавали. К тому же она пыталась перевести далеко не 600 тысяч.

В последнее время в СМИ все чаще появляются истории о блокировках на смешные суммы. Иногда банк не дает перевести меньше тысячи рублей. Названные в прессе кредитные организации дружно открещиваются от обвинений. Пишут, мол, иногда блокируем, но никаких ограничений массового характера не применяем. Обычная рутина во благо клиентов.

Центробанк в этом вопросе поддерживает кредитные организации. Представители регулятора вполне официально заявили об отсутствии массовых жалоб по поводу блокировки транзакций. В ЦБ рекомендуют гражданам, недовольным банковским обслуживанием, обращаться в интернет-приемную регулятора на сайте cbr.ru.

Глава департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев разъяснил ситуацию следующим образом. Каждый банк ориентируется на свою клиентскую базу, реагирует на нетипичное поведение владельцев счетов. К примеру, кредитная организация может заблокировать карту, с которой идут переводы на множество других карт. Обычно банки так делают, когда большие суммы перечисляются в один день. Это относится не только к обычным гражданам, но и к юридическим лицам. Также может вызвать подозрение перечисление средств юрлицом на счета физлиц в другие регионы. Или просто нетипично большие перечисления.

Заранее спрогнозировать, какая операция приведет к блокировке, очень сложно. По поводу ежемесячных платежей за коммунальные услуги можно не беспокоиться, но банк может заблокировать карту при попытке перечисления небольшой суммы новому адресату. Ситуация с Мариной наглядное тому подтверждение.

Особенно неприятно, когда блокировка настигает за границей. Выезжая за рубеж, нужно обязательно предупреждать об этом банк, в котором получали карту.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *