8 декабря 2017     Комментарии к записи Доля бесконтактных платежей в торговых сетях стремительно растет отключены
 

Доля бесконтактных платежей в торговых сетях стремительно растет

По данным торговых сетей, с начала 2017 г. в ритейле в несколько раз увеличился объем бесконтактных платежей. Продуктовые сети говорят о семикратном росте, а магазины электроники и бытовой техники – о почти троекратном.

До половины всех бесконтактных транзакций приходится на сервисы Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Первые две технологии были запущены в РФ год назад, Android Pay – весной.

Как сообщили представители входящих в группу Михаила Гуцериева «Сафмар» компаний «Эльдорадо» и «М.Видео», объем бесконтактных платежей в денежном выражении за три квартала 2017 г. вырос к аналогичному периоду 2016 г. почти втрое.

В сети «М.Видео» отмечен рост бесконтактных платежей в 2,7 раза, а в суммарном объеме безналичных расчетов их доля достигла к сентябрю 2017 г. 20%. Половина таких платежей совершалось посредством смартфонов и часов. Рост в сети «Эльдорадо» составил 2,5 раза. Доля бесконтактных платежей достигла 17% от всех безналичных, на смартфоны пришлось примерно 8%.

Еще быстрее увеличивается объем бесконтактных платежей в продуктовой рознице. По словам директора казначейства и корпоративного финансирования X5 Retail Group Анны Коржовой, их число в магазинах сетей «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» выросло с начала года в семь раз. На пластиковые карты приходится 70% от бесконтактных платежей, остальную долю занимают сервисы Apple Pay и Samsung Pay.

Сходные оценки роста числа бесконтактных платежей предоставляют и банки. Так, в «Русском стандарте» отметили увеличение их доли с декабря 2016 г. более чем втрое: с 4,15% до 13,22% к 1 октября 2017 г. На смартфоны приходится примерно 15% от общего объема бесконтактных расчетов при среднем платеже 1051 рублей. В Альфа-банке доля оплаты посредством смартфонов показала пятикратный рост с прошлого года. Здесь на смартфоны приходится 20% бесконтактных платежей на октябрь 2017 г.

В Тинькофф-банке объемы бесконтактных платежей растут каждый месяц примерно на 25%. Наиболее часто подобным образом оплачиваются покупки в супермаркетах, а также товары для дома, обувь, одежда, развлекательные услуги. В «Русском стандарте» сообщили, что чаще всего посредством смартфонов их клиенты расплачиваются в супермаркетах и магазинах бакалеи (38%), в фастфуде (17%), ресторанах (8%).

Ритейлеры объясняют рост бесконтактных платежей общим увеличением количества мобильных устройств, оснащенных модулями бесконтактной передачи данных. В 2016 г. В РФ только у каждого пятого проданного смартфона был чип NFC. В III квартале 2017. доля таких аппаратов достигла 30% (примерно 5,5 млн шт.). Основной точкой роста стал запуск год назад сервисов Samsung Pay и Apple Pay, а затем весной 2017 г. и Android Pay.

По информации Samsung, ежемесячно число пользователей сервиса возрастает на 10%. В пресс-службе компании отметили, что порядка 60% пользователей Samsung Pay ежедневно совершают покупки, причем этот показатель стабилен со времени запуска сервиса в РФ.

Популярности бесконтактных платежей способствует также повышение финансовой грамотности граждан и возросшее число банков, которые предлагают подобные сервисы и бесконтактные карты, – считает генеральный директор «Эльдорадо» Михаил Никитин. По мнению финдиректора «М.Видео» Екатерины Соколовой, рост объема безналичных платежей является общерыночным трендом, причем не только в ритейле, но и других областях. Эта тенденция объясняется проникновением новых технологий, а также работой государства в направлении повышения прозрачности бизнеса, – считает Екатерина Соколова.