21 сентября 2017     Комментарии к записи Достаточно ли диплома «топового» вуза для построения успешной карьеры отключены
 

Достаточно ли диплома «топового» вуза для построения успешной карьеры

Вхождение МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского госуниверситета в «верхнюю» сотню рейтинга 500 лучших университетов планеты по трудоустройству выпускников по версии британской группы Quacquarelli Symonds оживило дискуссии на тему значимости диплома «топового» вуза с точки зрения построения успешной карьеры. Анализ аргументов участвующих в споре сторон дает основания полагать, что наличие «корочки» об окончании престижного вуза является важной (но далеко не первостепенной) составляющей успеха.

История современных финансовых воротил свидетельствует, что саморазвитие, помноженное на практический опыт, зачастую оказывается важнее «голого» диплома рейтингового вуза. Многие миллиардеры сколотили колоссальные состояния, прогуливая лекции или вовсе не имея высшего образования. Иными словами, успешная карьера зависит от целеустремленности и личных качеств. Проявить таковые помогает практика в успешных компаниях (предоставление возможности стажировки в зарубежных организациях является неоспоримым достоинством рейтинговых вузов).

Приложение дополнительных усилий позволит вчерашнему школьнику после нескольких лет обучения превратиться в дорогостоящего профессионала с практическим опытом или же открыть свое дело сразу после выхода из стен «альма-матер».

Еще один важный момент – способность к коммуникации, которой не учат в отечественных университетах. Реалии современного мира таковы, что вызубривший значимые исторические даты студент проиграет своему менее начитанному сокурснику, умеющему грамотно составить Curriculum Vitae и «предъявить» практический опыт работодателю. Так, Амансио Ортега вместо сидения в аудитории трудился в расположенных неподалеку от университета магазинах, после чего основал всемирно известный бренд готовой одежды Zara. Другой пример – «завсегдатай» британского рейтинга миллионеров Джо Льюис, совмещавший учебу с работой в кейтеринговой службе своего отца Tavistock Banqueting, после чего применил полученные навыки в семейном бизнесе, с годами доведя количество принадлежащих ему предприятий до двух сотен.

В университетах, как правило, не уделяют достаточного внимания теме соответствия учащихся требованиям реального бизнеса, поэтому крайне важно использовать дополнительные возможности в виде краткосрочных курсов, профильных конференций, стажировок, форумов и профессиональной литературы для расширения профессионального кругозора.

Примеры Билла Гейтса и Марка Цукерберга красноречивее всего демонстрируют важность быстрого старта в профессии (первый начал заниматься программированием на втором курсе Гарвардского, второй – погрузился в практическую работу на третьем году учебы в том же вузе). Легендарный Генри Форд в 16 лет подался в подмастерья механического цеха, чтобы через годы осуществить революцию в автомобилестроении.

Приведенные выше примеры являются убедительным доказательством того, что успеха достигают не «завсегдатаи» учебных аудиторий, а студенты, начавшие работать за копейки на первых курсах или согласившиеся на бесплатную стажировку в крупных компаниях, зачастую в ущерб учебному процессу. Секрет успеха всех перечисленных персонажей — грамотная организация своего времени и использование дополнительных возможностей в годы учебы.