2 октября 2017     Комментарии к записи Холодильник побеждает телевизор. Недоверие к экономическим новостям достигло максимума отключены
 

Холодильник побеждает телевизор. Недоверие к экономическим новостям достигло максимума

Согласно опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в сентябре степень недоверия населения к СМИ достигла максимума. Людям не нравится, как им подают информация об экономической ситуации. Почти две трети россиян уверены, что медиа замалчивают о проблемах в экономике страны.

Россиянам надоело слушать бодрые отчеты чиновников о минимальной инфляции. По данным Росстата, годовой прирост цен в последние месяцы периодически достигает исторических минимумов. В сентябре этот показатель – всего 3,1%, вот уже третий месяц кряду он меньше 4%. Между тем россияне среди наиболее актуальных проблем называют рост цен и недоступность товаров первой необходимости.

Социологи изучают страхи россиян и видят картину, отличную от той, что рисуют СМИ. Опрошенные жалуются на высокие цены, их волнует обесценивание сбережений и падение уровня жизни. Людям не хватает денег на покупку привычных товаров. И с этим соглашается даже проправительственный ВЦИОМ.

Максимальное беспокойство в августе вызывала следующая проблема — «стали слишком дорогими или исчезли из продажи привычные товары, обесценились сбережения». Население в основном озабочено несоответствием растущих цен и своих доходов. Страхи перед проблемами со здоровьем, войной и преступностью беспокоят людей гораздо меньше.

В этой связи результаты опроса ФОМа выглядят вполне закономерно. Около 65% респондентов считают, что «СМИ неполно освещают ситуацию в российской экономике». Столь высокого уровня недоверия не фиксировалось с 2008 года. Причем это касается не только новостей, связанных с состоянием российской экономики. Около 51% граждан вообще не доверяют газетам и телевидению. Это рекорд за все время наблюдений. Для людей на первом месте содержимое холодильника, а не показатели, озвучиваемые по телевизору. Экономическая пропаганда работает слабо.

Аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман полагает, что настрой СМИ по отношению к экономическим проблемам поменялся в последние месяцы. Как только стали заметны робкие ростки позитива в экономике, по телевизору начали говорить чуть ли не о колоссальных достижениях и прорывах. Жизнь обычных людей между тем пока не улучшилась, поэтому их только раздражает разница между телевизионной картинкой и суровой действительностью. С точки зрения доходов граждан, кризис продолжается, поэтому оптимизм медиа воспринимается как неадекватный.

Старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич считает, что сейчас СМИ не в состоянии существенно влиять на восприятие экономических реалий населением. Граждане больше доверяют чекам в магазинах и своему кошельку. Информация, навязываемая прессой, часто игнорируется. Улучшение ситуации в экономике пока особо не отражается на благосостоянии народа, это может произойти через 2-3 месяца.

Завкафедрой РАНХиГС Андрей Новиков-Ланской утверждает, что влияние телевидения на общественное мнение постепенно снижается. Люди больше доверяют информации, публикуемой в соцсетях и блогосфере. Главными каналами новостей и аналитики постепенно становятся сетевые СМИ, и на это есть причины. Сейчас в, казалось бы, солидных изданиях публикуются экономические статьи, написанные журналистами, которые слабо разбираются в экономике или компетентными людьми, легко управляющимися с цифрами, но не умеющими грамотно подать информацию.