21 марта 2017     Комментарии к записи Исследование Mastercard: Почти каждый третий бизнесмен в России – женщина отключены
 

Исследование Mastercard: Почти каждый третий бизнесмен в России – женщина

Согласно индексу женского предпринимательства Mastercard (Index of Women Entrepreneurs), в России почти каждым третьим владельцем бизнеса является женщина (32,6%). По этому показателю наша страна заняла 4-е место, уступив только трем государствам: Новой Зеландии (33,3%), Ботсване (34,6%) и Уганде (34,8%).

В исследовании Mastercard принимали участие 54 страны. Аналитиками был составлен рейтинг на основе 37 различных показателей, отражавших степень комфортности ведения бизнеса женщинами в каждом государстве. Были изучены культурные особенности стран, включая наличие предубеждений против женского предпринимательства, меры по поддержке малого бизнеса, доступность образования и финансовых услуг для женщин, безопасность и престиж женского предпринимательства.

Оказалось, что в малообеспеченных странах (Вьетнаме, Бангладеш, Уганде) женщины чаще всего становятся предпринимателями вследствие нужды. По словам Анны Козловской из Mastercard, россиянки зачастую создают собственный бизнес, реализуя желания преуспеть и найти достойное занятие.

Людмила Голубкова из венчурного фонда Starta Capital согласна с Козловской. При этом она отмечает наличие в России большой доли женщин, запускающих стартап на полученные от мужа или близкого друга средства. Эти деньги предоставляются женщинам, чтобы они могли реализоваться, а не скучать дома. Голубкова убеждена, что подобного явления больше нет нигде в мире. Обычно жены открывают магазины, ателье, салоны красоты и прочие типично женские бизнесы.

Второй большой группой являются россиянки, имеющие хорошее высшее образование (более качественное, чем в Западной Европе). Голубкова поясняет, что такие дамы открывают свое дело в возрасте 30–40 лет, поработав перед этим по найму. Зачастую они занимаются интеллектуальным бизнесом. Особенно много женщин среди владельцев аудиторских, рекрутинговых, юридических фирм.

Наконец, третья группа – это индивидуальные предпринимательницы и основательницы мелкого бизнеса попроще (предприятий торговли, автомоек и др.). Эти женщины в первую очередь стремятся прокормить свою семью, а также обеспечить себе занятость, – резюмирует Голубкова.

По словам совладелицы интернет-магазина Coolpaq (продажа дизайнерских чехлов для водяных кулеров) Галии Галямовой, она никогда не сталкивалась с гендерными предубеждениями в России, по крайней мере в области электронной коммерции. Из-за ее женского пола ее ни разу не сочли недостаточно надежным партнером, – уверяет Галямова.

Однако по результатам исследования Mastercard Россия заняла лишь 47-е место на планете по условиям для занятия женщинами предпринимательством. Наилучшими эти условия оказались в Сингапуре, Новой Зеландии, Гонконге, Дании и Швеции.

Голубкова считает, что в качестве ограничений скорее выступают не особенности по регулированию малого бизнеса в РФ, а недостаток энергии, способностей и компетенции у конкретных женщин. Нередко женщины успешно руководят фирмами со штатом 100–200 человек, однако при разрастании компаний им начинает не хватать стратегического мышления.

Глава «Экопси консалтинг» Марк Розин считает подобные суждения предвзятыми, хотя и соглашается, что среди топ-менеджеров и совладельцев крупных корпораций женщин существенно меньше, чем мужчин.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru