31 марта 2017     Комментарии к записи Как медвежья услуга банка может испортить кредитную историю отключены
 

Как медвежья услуга банка может испортить кредитную историю

К юристам обратилась давняя клиентка ВТБ 24 и попросила помочь выйти из ситуации, связанной с испорченной кредитной историей. Женщине в 2011 году оформили в довесок к другой банковской услуге кредитную карту. Картой она не пользовалась, но с нее списали через некоторое время 350 рублей за обслуживание. Об этом ее уведомили телефонным звонком в 5 утра. В 10 утра женщина позвонила в банк, чтобы разобраться с задолженностью, но менеджер ответил, что никакого долга нет и беспокоиться не о чем. В результате образовалась просрочка, которую позже клиентка выплатила в полном объеме и карту закрыла. Вот только это досадное недоразумение испортило ей кредитную историю.

Юристы обратились в банк за разъяснениями и получили ответ, что ВТБ 24 не дает комментариев по своим клиентам. Вместе с тем в пресс-службе банка рассказали о технологии формирования кредитных историй. Все параметры кредитов, в том числе кредитных карт, передаются в БКИ после заключения кредитного договора, также туда регулярно направляются сведения о просрочке платежей. Если возникла задолженность, информация направляется не только в БКИ, но и клиенту. Причем люди, взявшие кредит, обязаны не реже раза в месяц проверять состояние задолженности, для этого они должны брать выписку по счету. Тут возможны три варианта:

  • обращение в отделение банка;
  • звонок в колл-центр;
  • через интернет-банк.

Клиентам, допустившим просрочку, банк советует попытаться исправить кредитную историю взяв другой кредит. Причем на этот раз придется длительное время платить в срок. Доступ к кредитной истории можно получить в БКИ или авторизованных финансовых учреждениях, которые занимаются предоставлением таких услуг.

Получить кредитную историю довольно просто. Необходимо узнать, в каком именно БКИ она хранится, для этого можно направить запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). После этого следует обращаться непосредственно в нужное БКИ. Делать это можно раз в год бесплатно, если чаще – придется платить. Более подробная информация, как обращаться в Центральный каталог, имеется на сайте ЦККИ.

Клиенты, уверенные в вине банка, могут обратиться в финансовое учреждение с просьбой оказать содействие в исправлении кредитной истории. Такое случается редко, но попытаться добиться справедливости в таком случае довольно просто. Нужно обратиться в банк с письменной претензией, в которой подробно описать ситуацию. Если банк признает свою ошибку, он самостоятельно обратится в БКИ с запросом об изменении информации и восстановлении к первозданному виду кредитной истории. А в БКИ через несколько дней обработают запрос и обновят информацию. Как только в банке увидят, что информация изменилась, они официально сообщат клиенту об исправлении его кредитной истории.

Однако это все в теории, а на практике вырисовывается довольно скверная ситуация. Получается, что кредитная история может пострадать из-за каких-то 350 рублей, причем банк при этом не нарушает букву закона. Клиент не уследил за своей задолженностью, значит он виноват. Поэтому лучше отказаться от ненужных банковских услуг, даже если их активно навязывают клерки, в том числе от кредитной карты.

Когда в ВТБ 24 спросили, согласен ли банк открыть пострадавшей женщине новый кредит для исправления кредитной истории, положительного ответа не последовало. Это лишний раз подтверждает, что банки думают только о собственных рисках, а клиенты должны думать о своих сами.