22 февраля 2017     Комментарии к записи Как не попасть в капкан СМС-мошенников отключены
 

Как не попасть в капкан СМС-мошенников

Замначальника главного управления Центробанка по информационной безопасности и защите информации Артем Сычев рассказал о новом виде СМС-мошенничества. Злоумышленники присылают на телефон держателя карты сообщение о совершенной покупке и заблокированной на счету сумме. Для разблокирования средств требуется позвонить по определенному номеру. Когда человек звонит на указанный телефон, его убеждают совершить перевод с банкомата либо сообщить номер счета и другие данные. Подобной СМС-рассылкой зачастую занимаются находящиеся в местах лишения свободы люди, что осложняет расследование преступлений.

Описанная схема стала особенно часто использоваться в 2016 году. Показательна история, случившаяся с пилотом одной крупной авиакомпании.

После возвращения в Москву из очередного рейса он получил СМС якобы от банка с сообщением о блокировании банковской карты (на которую ему совсем недавно была начислена зарплата). Пилот позвонил по указанному в сообщении номеру горячей линии. Его попросили назвать реквизиты карты, а затем пояснили, что карта действительно заблокирована в связи с неудачными попытками ввода в банкомате PIN-кода.

Летчик подумал, что кто-то пытался снять его деньги, пока он был в рейсе. Чтобы обезопасить себя, он решил снять все средства с карты, для чего нужно было ее разблокировать. По горячей линии ему посоветовали подойти к ближайшему банкомату и действовать согласно инструкциям. Пилот вставил в банкомат карту, ввел старый PIN-код, затем выбрал смену кода и установил временный PIN-код. Ему сказали, что после разблокировки будет действовать старый код и попросили назвать новый, поскольку он не отразился в программе банка. Получив код, девушка на линии сказала подождать несколько минут, пока процесс разблокировки завершится. Через 10 минут пилот услышал, что карта разблокирована, но будет готова к работе лишь через пару часов.

Через некоторое время летчик обнаружил, что с его счета сняли почти все средства. Позвонив в банк, он выяснил, что его карта не блокировалась, а деньги со счета были сняты несколько часов назад через банкомат.

Вернуть украденные средства пострадавший так и не смог. Банк не признавал свою вину (которой и не было), правоохранительные органы тоже не помогли. В ходе расследования выяснилось, что деньги сняли с банкомата в Санкт-Петербурге, а подставной оператор находился в районе Самары. Установить мошенников не удалось. Потерпевший потерял свыше 400 тыс. руб.

Даже если преступников удается найти, вернуть свои средства полностью вряд получится. Обычно они успевают их или спрятать, или просто потратить.

Чтоб не попасть в подобную ситуацию, следует придерживаться ряда простых правил.

  1. Не стоит быть самонадеянным. Уверенность, что уж вас-то точно не проведут, притупляет бдительность.
  2. Сохраняйте хладнокровие. Не поддавайтесь волнению, что бы вы ни прочли в СМС и какая сумма не хранилась бы на счету вашей карты. В описанной истории именно волнение попавшего в стрессовую ситуацию человека сыграло преступникам на руку.
  3. Изучите СМС. Обратите внимание на номер. Обычно он весьма сильно отличается от номера банка, с которого вам приходят сообщения. Не совпадает с телефоном банка и присылаемый номер для обратной связи. Иногда сообщения вообще приходят от имени ЦБ РФ.
  4. Сами по себе СМС от мошенников безопасны, главное – не перезванивать на указанный номер и не переходить по ссылкам. Найдите официальный номер банка или обратитесь в ближайшее отделение.
  5. Никогда никому не сообщайте данные своей карты и PIN-код. Сотрудникам банка подобная информация не нужна, а PIN-код запрашивать им вообще запрещено.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru