25 апреля 2018     0
 

Как заработать состояние на искусстве, избежав опасностей арт-рынка

Джон Мейнард Кейнс известен не только как выдающий финансист, но и как человек, собравших одну из богатейших коллекций современного искусства. Состоятельные инвесторы, уделяющие внимание нетрадиционным активам, могут использовать опыт этого удачливого коллекционера.

Богатые инвесторы до 10% активов держат в антиквариате, произведениях искусства, дорогом вине и прочих коллекционных предметах. В долгосрочной перспективе все это может оказаться доходнее ценных бумаг и золота. Однако на итоговой доходности негативно сказываются издержки, связанные с хранением и реализацией коллекций. Комиссии могут превышать 20%.

Кейнс занялся коллекционированием 100 лет назад, около 30 лет он пополнял свою коллекцию, вложил в нее 12 847 фунтов. В пересчете на сегодняшние деньги его расходы составили 600 тыс. фунтов или 840 тыс. долларов. В 2013 году коллекция Кейнса оценивалась в 71 млн фунтов (около 100 млн долларов). Среднегодовая доходность составила 11%, что соответствует средней доходности британских акций.

Собирая произведения искусства, Кейнс отдавал предпочтение картинам импрессионистов и постимпрессионистов. Ему удалось приобрести шедевры Сезанна, Сёра и Пикассо, также он купил десятки работ менее известных авторов. В его коллекции 135 произведений искусства, однако цена двух самых дорогих больше, чем всех остальных. На топ-10 работ приходится 91% стоимости коллекции.

Рост стоимости картин зависит от множества труднопредсказуемых факторов. Британские ученые провели исследование, в ходе которого проанализировали динамику стоимости произведений искусства. Они случайным образом выбрали 1000 коллекций, проданных на аукционах за последние 25 лет. Оказалось, что полученные доходности сильно отличаются, причем в большинстве случаев они ниже показателей фондового рынка.

Успех Кейнса отчасти объясняется тем, что он дружил с известными британскими художниками и искусствоведами. Каждый раз перед серьезной покупкой он консультировался с ними.

Второй фактор, сыгравший на руку Кейнсу, — выбор подходящего момента для инвестиций. Знаменитый коллекционер жил в эпоху двух мировых войн. Основные покупки он делал в 1918–1919 и 1930-е гг. А в периоды войн и нестабильности большинству людей не до искусства, поэтому цены падают.

При покупке картин также многое зависит от места проведения аукциона, в этом арт-инвестиции сильно отличаются от вложения средств в ценные бумаги. В 1918 году Кейнс посетил немноголюдный аукцион в Париже, на котором купил натюрморт Сезанна всего за 371 фунт. Для сравнения: роллс-ройс в то время стоил 1200-1450 фунтов. Цена натюрморта оказалась небольшой, поскольку аукцион состоялся во время, когда немецкая армия подступила к Парижу.

Меняются вкусы – меняются цены

В качестве примера изменчивости арт-рынка автор The Wall Street Journal Джейсон Цвейг приводит собственную семью. Его родители торговали картинами, антиквариатом и американской старинной мебелью. Долгие годы их бизнес процветал, так как цены неудержимо росли. Однако в 1990-е интерес к старинной американской мебели пошел на спад. В результате она потеряла 60-70% рыночной стоимости, а с учетом инфляции – еще больше.

Изменчивость предпочтений публики заметно отразилась и на коллекции Кейнса. Большинство произведений искусства, собранных выдающимся финансистом, практически не подорожало.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru