3 марта 2017     Комментарии к записи Клиенты банков массово жалуются на блокировку счетов из-за непрохождения автоматической проверки операций отключены
 

Клиенты банков массово жалуются на блокировку счетов из-за непрохождения автоматической проверки операций

Автоматизация банками процессов выявления подозрительных операций вызвала рост жалоб на массовые блокировки клиентских счетов в связи с подозрениями на нарушение антиотмывочного законодательства. Подобные жалобы появляются на сайте banki.ru. Источник в Росфинмониторинге подтвердил увеличение числа жалоб на блокировки счетов в связи с выполнением требований закона 115-ФЗ. Причем 80% подобных обращений приходятся на клиентов Сбербанка. Работа с такими жалобами в полномочия Росфинмониторинга не входит, поэтому все обращения пересылаются в Центробанк.

Клиенты преимущественно жалуются на блокировки карты при снятии или внесении крупных сумм, а также при переводах на свой счет или другому лицу. При этом банк запрашивает копии документов для подтверждения источника поступления средств. Предоставленные документы рассматриваются в течение 2–5 рабочих дней, однако затем возможно принятие отрицательного решения по разблокировке счета клиента. Согласно положениям антиотмывочного законодательства, банк обязан контролировать все операции от 600 тыс. руб., имея право на приостановку или блокировку операций на меньшие суммы – в случае возникновения подозрений.

Лидерство Сбербанка по количеству жалоб частично объясняется его доминированием на банковском рынке. По словам Татьяны Ушковой из Абсолют-банка, на Сбербанк приходится около 65% подобных платежей. Однако эксперты связывают резкий рост числа жалоб с происходящей в банке автоматизацией процессов. Зампред Сбербанка Белла Заткис объясняет, что контроль за операциями поэтапно переводился в расположенный в Санкт-Петербурге центр комплаенса. Сейчас все операции клиентов проверяются именно через этот центр. Автоматизация и централизация процессов позволили в разы снизить расходы по проверке проходящих через банк транзакций.

В процессе проверки происходит сортировка операций программой-роботом, которая блокирует транзакции с формально подозрительными признаками. По словам представителя АРБ Алексея Тимошкина, такой алгоритм позволяет значительно увеличить качество комплаенс, однако приводит к существенному росту блокировок карт и счетов добросовестных клиентов по формальным признакам. В Сбербанке признают наличие проблемы. По словам Беллы Златкис, после предоставления клиентами пояснений или документов порядка 10% заблокированных счетов и транзакций разблокируется. Отказаться от автоматизации Сбербанк не может – потребуется неадекватное увеличение числа сотрудников. Другие банки тоже вводят автоматизацию, что приведет к нарастанию жалоб, – резюмирует Тимошкин.

В ситуацию теоретически мог бы вмешаться Росфинмониторинг. Близкий к ведомству источник сообщил, что Росфинмониторинг может внести предложения по разработке рекомендаций для банков со стороны Центробанка либо соответствующих нормативных документов. Но вряд ли это даст какой-то эффект, поскольку ЦБ не собирается вмешиваться в ситуацию, так как не имеет информации о массовых жалобах на блокировки счетов вследствие выполнения требований 115-ФЗ. В пресс-службе регулятора отметили, что кредитные организации имеют право самостоятельно принимать решения об отказах в заключении договора либо осуществлении операции. Они также могут на основании собственных внутренних правил расторгать договора банковского счета с клиентами.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru