16 июня 2017     Комментарии к записи Количество банков уменьшается. Не ухудшит ли это доступность банковских услуг? отключены
 

Количество банков уменьшается. Не ухудшит ли это доступность банковских услуг?

Согласно последним данным Центробанка, в России осталось не более 600 действующих кредитных организаций. Относительно недавно их было минимум вдвое больше. Резкое сокращение числа банков в последние годы было вызвано действиями ЦБ по оздоровлению отечественного финансового рынка, что привело к отзыву сотен банковских лицензий.

Depositphotos

Максимум действующих в России кредитных организаций был отмечен в конце 1994 г. – чуть меньше двух с половиной тысяч. Потом их число стало довольно быстро сокращаться. Тяжело многим банкирам пришлось во время кризиса 1998 года, после которого осталось примерно 1300 кредитных организаций.

Центробанк начал оздоровление финансовой системы в 2013 г. В результате с рынка ушло множество банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний, кредитно-потребительских кооперативов.

Согласно заявлениям представителей регулятора, оздоровление банковского сектора продлится еще минимум 2–3 года. Значит, количество банков еще больше уменьшится. Не скажется ли уменьшение числа банков на доступности для граждан банковских услуг? Мнения экспертов расходятся.

Количество банков действительно раньше связывали с доступностью банковских услуг, а последнюю – с наличием либо отсутствием определенной банковской инфраструктуры, – говорит завкафедрой фондовых рынков РАНХиГС Константин Корищенко. Однако сегодня банковский бизнес в значительной степени уходит в интернет, а наличие офисной сети становится все менее значимым фактором. Поэтому целевое число банков сегодня можно определить только необходимостью поддерживать между ними определенный уровень конкуренции.

Даже если в России останется всего 50 банков, которые будут между собой жестко конкурировать, этого количества будет вполне достаточно, – продолжает Корищенко. Правда, здесь имеет принципиальное значение вопрос, кому будут принадлежать крупнейшие банки – одному лицу (т.е. государству), либо разным.

По словам доцента кафедры банковского дела РЭУ имени Плеханова Лазаря Бадалова, банки преподносят возможность воспользоваться дистанционными каналами обслуживания в качестве некоего удобства. Хотя с этим сложно спорить, у клиентов должна оставаться и возможность выбора между новыми онлайн сервисами и традиционными формами обслуживания в офисе. Сегодня же наблюдается тенденция сокращения количества офисов крупными банками, которые вводят дистанционные каналы обслуживания.

Вместе с планами Центробанка продолжать оздоровление банковского сектора эта тенденция может негативным образом отразиться на доступности банковского сервиса для ряда категорий граждан, особенно живущих в отдаленных районах, – подчеркивает Бадалов.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru