14 октября 2016     Комментарии к записи Кризис привел к сокращению доли россиян, считающих себя средним классом отключены
 

Кризис привел к сокращению доли россиян, считающих себя средним классом

За последнюю пару лет доля жителей России, относящих себя к среднему классу, уменьшилась на 10% (51% против 61% в 2014 году). Таков показатель «Потребительского индекса Иванова» за третий квартал, полученный Sberbank CIB на основе опроса российских граждан. В ходе исследования были опрошены 2,3 тыс. россиян от 18 до 65 лет, имеющие средний уровень дохода и проживающие в городах численностью более 100 тыс. чел. Индекс, в названии которого используется самая распространенная русская фамилия, высчитывается ежеквартально и демонстрирует степень потребительской уверенности граждан, причисляемых к среднему классу.

sredniy-klass

Почему упал индекс?

Уровень дохода, соответствующий среднему достатку, повысился за два последних года на 18%, достигнув 37 тыс. руб. (против 31 тыс. руб. в третьем квартале 2014 года). Таков средний доход респондентов, которые считают себя представителями данного класса. Номинальные зарплаты в России, по сведениям Росстата, за это время поднялись лишь на 10%, что и вызвало снижение индекса Иванова.

Однако авторы индекса не прогнозируют дальнейшего сокращения численности среднего класса, так как предполагается, что повышение номинальных зарплат будет соответствовать уровню инфляции. Уже в этом году министр экономразвития Алексей Улюкаев прогнозирует инфляцию не выше 5,8%, в следующем же году ее размер не должен превысить 4%.

Чего опасается средний класс?

Итоги последнего опроса демонстрируют рост потребительской уверенности россиян, несмотря на отрицательное значение индекса. За третий квартал он показал результат -15%, тогда как в предыдущем квартале его показатель был равен -17%. Этому способствовали такие факторы, как рост зарплат, стабилизация на рынке труда, ослабление инфляционных ожиданий.

Тем не менее большая часть опрошенных назвала инфляцию, наравне с коррупцией, наиболее серьезным риском. Угроза безработицы оказалась на третьем месте, а 7% опрошенных сообщили, что в их компаниях происходит набор персонала. В целом уровень безработицы за квартал среди «Ивановых» снизился с 11,3% до 10,9%.

Рост недоверия к промо-акциям

Средняя зарплата участников исследования в третьем квартале составляла 33063 руб., что на 8,2% выше аналогичного периода прошлого года. Основной статьей затрат респондентов стала еда (38%), затем идут коммунальные услуги и одежда (16% и 10% соответственно). 25% участников сообщили о повышении зарплаты в 2016 году. За последние 3 месяца увеличились сбережения респондентов – их доля выросла с 6,7% до 7,4%.

Число потребителей, выбирающих товары исходя из их стоимости, остается стабильно высоким – 76% (на 1 п.п. ниже предыдущего квартала). При этом процент тех, кто приходит в магазин только за скидками, снизился на 3 п.п. (до 44%), что говорит не столько о росте благосостояния респондентов, сколько об их разочаровании в подобных акциях.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что равнодушие потребителей к промо-акциям связано с тем, что все ритейлеры стали проводить их одинаково часто. В итоге потребителям кажется, что акций стало меньше, а цены повысились. Бурмистров отрицает факт подорожания товаров, но, по его наблюдениям, многие торговые компании действительно стали более внимательно относиться к качеству и ассортименту продукции, не концентрируясь на одних лишь скидках.


Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru