7 августа 2017     Комментарии к записи На фоне низких ставок по депозитам инвесторы все чаще выбирают ПИФы отключены
 

На фоне низких ставок по депозитам инвесторы все чаще выбирают ПИФы

Снижение банками депозитных ставок сыграло на руку популярности инвестиционных продуктов от управляющих компаний. По данным Национальной лиги управляющих, по итогам июля индустрия коллективных инвестиций показала максимальный результат за всю свою историю: чистый приток в открытые паевые фонды превысил 7,2 млрд рублей. Этот показатель превзошел на 700 млн предыдущий рекорд, установленный месяцем ранее.

Вот уже 2 года подряд фонды фиксируют чистый приток средств: в течение 24 месяцев в них поступило 55 млрд рублей. По продолжительности этому временному отрезку в истории российского рынка нет равных, хотя если брать объем привлеченных средств, то более впечатляющий период был в 2005-2007 гг. Тогда за 20 месяцев инвесторы вложили в ПИФы в общей сумме 65 млрд рублей.

Сейчас в сторону инвестиционных продуктов состоятельных россиян подталкивает снижение депозитных ставок. По данным Центробанка, среднее арифметическое максимальных ставок ТОП-10 крупнейших банков снизилось за 2 года на 3,3% до 7,45%. Частным инвесторам, которые привыкли получать двузначную доходность, пришлось искать другие варианты, поэтому возросли вложения в облигационные фонды. Чистый приток в них за 2 года превысил 65 млрд рублей, а 2017 год, судя по всему, станет рекордным, поскольку в облигационные фонды уже поступило почти 38 млрд. По словам председателя совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимира Потапова, по сравнению с 2016 годом наблюдается рост в 5 раз.

Возросло не только количество частных инвесторов, но и вырос средний чек нового клиента. По словам управляющего директора «Сбербанк Управление активами» Василия Илларионова, люди стали уходить с депозитов и вкладываться в фонды облигаций. Меньшая часть инвесторов предпочла им фонды акций. Примерно также обстоят дела и в других УК. У «Альфа-капитал» средняя сумма на счетах новых клиентов – 1,1 млн рублей против 800 тыс. у действующего пайщика. В «Райффайзен Капитал» активничают не только VIP-клиенты, но и массовый сегмент, то есть инвесторы, у которых депозиты до 500 тысяч.

Высокая реализация инвестиционных продуктов позволяет УК выделять минимум средств на рекламу. По словам начальника управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитал» Константина Кирпичева, маркетинговые акции перестали быть обязательной частью бизнеса в 2008 году, после того, как УК стали использовать для рекламы ПИФов маркетинг в агентских сетях. С тех пор вполне достаточно поддержки менеджеров по инвестиционным продуктам на местах, включающей всевозможные конкурсы и обучение, и продвижения в соцсетях.

Василий Илларионов отмечает, что сейчас имеет смысл делать ставку на готовый банковский канал продаж, так как он обеспечивает доступ к клиентам, у которых есть деньги на депозитах, и им не надо долго рассказывать о преимущества инвестиционных продуктов.

Эластичность интереса к нетрадиционным для российского инвестора вложениям при снижении банковских ставок очень высока. Управляющие компании могут смело рассчитывать на положительную динамику реализации ПИФов в будущем, но чтобы быть готовыми к этому, им необходимо вложиться в развитие инфраструктуры. Одно дело обслуживать 100 клиентов, и совсем другое – десятки тысяч. Компаниям придется гораздо активнее развивать инфраструктуру каналов привлечения и учета.