7 сентября 2018     0
 

Навязывание страховки при оформлении кредита. Жаловаться или соглашаться?

Многие банки при оформлении потребительских кредитов навязывают клиентам страхование. До четверти жалоб, поступающих в Центробанк, связаны с навязыванием необязательных дополнительных услуг. Речь обычно идет о страховании жизни, здоровья и потери работы. Все эти варианты не являются обязательными, если нужно взять необеспеченный потребительский кредит.

По словам экономиста Сергея Трухачева, при оформлении кредитного договора заемщик может отказаться от страхования. Однако банкам выгодно, когда клиенты оплачивают страховку, поэтому они мотивируют их финансово. Например, для застрахованных заемщиков устанавливают более низкие процентные ставки. Это абсолютно законно.

Соглашаться на страхование ради более низкой кредитной ставки не всегда выгодно. Иногда имеет смысл взять более дорогой кредит, поскольку вместе со страховыми выплатами дешевый обойдется дороже. К клиентам, которые умеют просчитывать все варианты, у банков другой подход: их зачастую стимулируют возможным отказом в выдаче займа.

Если банк отказывает вам в кредите из-за нежелания страховаться, вы можете смело жаловаться в Центробанк или Роспотребнадзор. По закону «О защите прав потребителей», если человек обратился за товаром или услугой, нельзя в качестве условия совершения сделки предлагать ему приобрести другой товар или услугу. А вот если банк откажет без объяснения причин, тогда на него уже не пожалуешься, поскольку он ничего не навязывает.

Банковский аналитик Елена Сударикова утверждает, что при оформлении кредита в банке обычно бесполезно апеллировать к законодательству. Могут ответить, что финансовое учреждение не выдает кредиты без страховки, что, скорее всего, неправда.

Некоторые клиенты идут на хитрость: они соглашаются на страхование, заранее планируя отказаться от него после получения кредита. Однако в кредитных договорах есть пункт, согласно которому при отказе от страхования заемщик обязан уведомить банк. После этого случае финансовое учреждение может повысить процентную ставку, поскольку изменились важные обстоятельства. Еще хуже будет, если клиент не сообщит банку об отказе от страховки. За нарушение договора заемщику грозит досрочный возврат кредита и повышение процентной ставки.

По словам Елены Судариковой, желающим избежать навязанного страхования лучше подыскать банк с более лояльной политикой по отношению к клиентам.

Рассмотрим на примере, во сколько заемщику может обойтись согласие оплатить навязанную страховку. В одном крупном российском банке теоретически можно взять в кредит 400 тыс. рублей под 13,5% годовых. При этом за 5 лет переплата составит 152 тыс. при ежемесячном платеже в 9,2 тысячи. На практике люди вынуждены брать кредит и оплачивать страховку, поэтому реальная переплата составляет порядка 271 тыс., а ежемесячный платеж — 11,2 тысячи. Без согласия на страхование оформить кредит практически невозможно.

По мнению финансового консультанта Оксаны Шурановой, в некоторых случаях все же не стоит отказываться от страхования. Лучше не экономить на этом, если большая сумма берется на длительный срок. Будущее – штука непредсказуемая. Каждый человек через 3-5 лет может остаться без работы или серьезно заболеть. Когда есть страховка, все эти напасти не помешают уладить дела с банком, поскольку кредит оплатит страховая компания. Другое дело, если кредит, сумма которого не превышает 1-2 месячных дохода, оформляется на 6-12 месяцев. В этом случае лучше обойтись без страховки.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru