Не дайте себя обхитрить! Как банки обманывают заемщиков

Новости 11 августа 2017

В первом полугодии зафиксирован рост объемов потребительских кредитов и лимитов по кредитным картам. Согласно информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за январь–июнь было выдано 7,12 млн кредитов, что на 29% прошлогоднего показателя. В денежном выражении объемы выросли с 0,71 до 0,99 трлн руб., или на 38%.

Рост объясняется как возросшей активностью граждан, ставших более охотно обращаться за кредитами, так и политикой банков, наращивающих объемы своих услуг. Например, шесть месяцев кряду растет средняя величина лимита по кредитной карте. В июле этот показатель достиг рекордного за 4 года уровня, составив 52842 рубля (в январе было 46540 руб.).

При этом продолжается снижение реальных доходов граждан, что обуславливает высокие риски для розничного кредитования. Банки адаптируются к рыночной ситуации, но нередко идут на различные уловки.

Период охлаждения

По данным Роспотребнадзора в Орловской области, доля жалоб на финансовые организации в общем потоке составляет примерно 5%. Наиболее часто высказываются претензии к предлагаемым вместе с кредитами дополнительным продуктам: договорам страхования жизни, здоровья, страховкам от потери кормильца или работы.

В 2015 г. Центробанком были утверждены стандартные требования к договорам добровольного страхования. Документом предусмотрена возможность расторжения потребителем заключенных при оформлении кредита страховых договоров в пятидневный срок (т.н. «период охлаждения»).

Для расторжения страхового договора гражданин должен предъявить соответствующее требование страховщику. Однако зачастую заемщики предъявляют претензии банкам, которые через 5 дней отвечают, что заявление направлено не по адресу. В такой ситуации страховую премию можно вернуть только через суд, в который обращаются единичные клиенты.

Досрочное погашение

Другой пример: гражданка взяла на 2 года кредит размером 102 тыс. руб. Через несколько месяцев внесла 60 тысяч, написав заявление о досрочном частичном погашении займа. Банк задержал эту сумму на счете, не произведя досрочное списание долга.

Впоследствии деньги ежемесячно списывались на погашение кредита, а на претензии давался ответ о неполучении заявления о досрочном погашении. Также было заявлено о несоответствии претензий типовой форме.

Согласно решению суда, претензии можно подавать в свободном виде, причем претензия может иметь и силу заявления. О воле заемщика досрочно погасить кредит свидетельствует внесение платежа и наличие претензий соответствующего содержания.

Согласно ст. 810 ГК РФ, сумму потребительского займа можно возвратить досрочно по частям либо полностью. Заемщик должен уведомить кредитора о возврате за 30 дней.

В результате задолженность была списана, а банк оштрафован на 7,5 тыс. руб.

Мелким шрифтом

Основной причиной подобных споров является низкая финансово-правовая грамотность граждан. В договоре нередко мелким шрифтом прописываются различные ловушки. Так, один из банков взимал за выдачу кредита комиссии. Переплатившему за получение в кассе наличных 20 тыс. руб. клиенту удалось вернуть свои деньги через суд.

Наиболее распространенное нарушение – одностороннее изменение банком условий договора кредитования. Также незаконным является списание сумм для погашения кредита с дебетовых счетов клиента без его ведома.

Еще одно признанное судом незаконным требование – обязанность клиентов уведомлять банк в течение 3 дней об изменении своих данных: фамилии, работы, места жительства или регистрации и пр.

Подать иск к банку можно и самостоятельно, однако лучше проконсультироваться в местном отделении Роспотребнадзора. Специалисты помогут составить иск, дадут экспертное заключение, проконсультируют по всем юридическим вопросам.

Наши лучшие статьи:




© Курсы валют в банках Москвы