5 июля 2016     Комментарии к записи Почему товары для детей дороже, чем для взрослых? отключены
 

Почему товары для детей дороже, чем для взрослых?

По статистике, 80% российских семей из категории бедных имеют детей. Прожиточный минимум ребенка сегодня составляет более 9 тыс. руб. в месяц. Эта сумма едва покрывает минимальные потребности маленького человечка по причине высоких цен на одежду, обувь, игрушки и прочие необходимые вещи.

Товары для детей

Производители объясняют дороговизну товаров для подрастающего поколения их высокой себестоимостью. По словам президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, на такую продукцию жесткие требования к качеству. Производители вынуждены отказаться от ненатуральных нитей, некоторых синтетических тканей и красок. Довольно сложно пройти сертификацию. При Советском Союзе государство компенсировало часть затрат, поэтому цены были доступнее. А сейчас правительство не может выделять на это средства.

Родителей вряд ли удовлетворит это объяснение. Многие из них сталкивались с быстро линяющими футболками и «одноразовыми» игрушками. Имидж добросовестных производителей страдает от контрафакта, доля которого составляет 30% рынка.

Оборот товаров для детей сегодня превышает 515 млрд рублей. Благодаря положительной динамике рождаемости он постепенно увеличивается, происходит это в основном за счет роста объемов импортной продукции. Отечественным производителям, по состоянию на 2012 год, принадлежало около 20% рынка. Наибольшие успехи были достигнуты по детскому питанию (38% рынка), школьным принадлежностям и книгам (39%).

Хуже всего обстояли дела с велосипедами, колясками, автокреслами, обувью и подгузниками. Среди этих товаров было лишь 10% отечественного производства. На прилавках доминировала импортная продукция, которая стоила у нас в 1,5-1,7 раза дороже, чем за рубежом. Столь высокая наценка образовалась благодаря затратам на таможенное оформление и засилью посредников.

В 2013 году правительство утвердило Стратегию развития индустрии детских товаров до 2020 года. Задачи ставились амбициозные: речь шла об увеличении доли отечественной продукции до 36%. Пока добиться наибольших успехов удалось игрушечникам и производителям обуви. Объемы их продукции увеличились на 2% и 1% соответственно.

Всего отечественные производители заняли 25% рынка. Определенный прогресс налицо, но до решения проблемы еще далеко. Печально обстоят дела с высокотехнологическими товарами: с молокоотсосами, заменителями грудного молока, технологичными игрушками и проч. Такие товары в России практически не производят. Кризис и уменьшение спроса поумерили аппетиты импортеров, снижению наценки на продукцию для детей поспособствовало уменьшение количества посредников.

Однако опрошенные родители снижения цен не заметили. Больше всего денег уходит на одежду и обувь. По словам Ирины, мамы троих детей, неприятно удивляют цены на игрушки и журналы. Дочка просит купить набор для игры в магазин за 2 тыс. рублей, но в семейном бюджете нет таких денег.

Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова считает, что высокие цены связаны с желанием продавцов получить максимальную выручку. Они пользуются менталитетом россиян, которые даже при нехватке средств не хотят экономить на детях. Большинство мам покупают новые вещи своим чадам отчасти для того, чтобы те обрадовались и… поблагодарили их. Покупка позволяет в какой-то мере компенсировать дефицит внимания, ведь многие родители уделяют детям мало времени.

Заставить продавцов быть поскромнее может Федеральная антимонопольная служба. Однако ее представители говорят, что на дороговизну детских товаров никто не жалуется, в территориальные службы обращений недовольных граждан не поступает.