13 июля 2018     0
 

Ресторан не принимает карту к оплате: юридические аспекты проблемы

Предположим, вы пришли в ресторан, неплохо провели время, но когда принесли счет, с удивлением узнали о невозможности расплатиться картой. Причины могут быть озвучены разные, например, сломался терминал, проблемы со связью и т.п. При наличии в кошельке достаточной суммы денег все это не критично, гораздо хуже, если бумажник пуст и поблизости нет банкоматов. Нюансы такой ситуации осветил судебный юрист Денис Ульянов.


— Имеет ли посетитель право не платить, если его заранее не поставили в известность о невозможности рассчитаться картой по причине технических неполадок?

Денис Ульянов: Конечно, нет. За любую услугу нужно платить. Чтобы не попасть впросак, лучше сразу спросить о возможных способах оплаты. Ведь маленькое кафе может вообще работать без терминала, технические сбои могут быть в любом заведении.

Если добираться до банкомата далеко, можно оставить расписку – документ, в котором будет указана сумма долга, срок расчета с заведением и услуга, подлежащая оплате. Однако такой вариант сработает только при условии согласия представителя кафе.

— Имеет ли смысл жаловаться на ресторан, у которого  проблемы с терминалом?

— Конечно, можно пожаловаться в Роспотребнадзор, но администрацию ресторана этим не напугаешь. Сотрудники Роспотребнадзора, скорее всего, позвонят в заведение и порекомендуют предупреждать клиентов в случае неполадок с терминалом, чем санкции и ограничатся. Другое дело, если в заведении совсем не работает касса: в этом случае его могут закрыть.

— Получается, за сбои в работе терминала администрация ответственности не несет?

— Серьезное нарушение может быть зафиксировано, только если карты не принимают на постоянной основе, хотя должны это делать.

— Предположим, речь идет о системных нарушениях. Например, отказываются принимать карты каждые выходные, когда максимальный поток посетителей. Что тогда делать?

— Такое вполне возможно, поскольку транзакции российских банков обходятся ресторанам в 1,5-3%. Если карту просто не хотят принимать, а поломанный терминал – выдуманная причина, то действия персонала незаконны. Искать правду можно в Роспотребнадзоре, но желательно иметь задокументированные факты, что в заведении систематически происходят нарушения.

— Иногда, сообщив о неработающем терминале, клиенту предлагают воспользоваться банкоматом, который расположен поблизости, но обслужит карту посетителя не бесплатно. Можно ли попросить персонал возместить комиссию за снятие наличности?

— К сожалению, нет. Комиссия – это ваша проблема. Не хотите лишних расходов – ищите бесплатный банкомат или пробуйте договориться по-другому.

— Один из альтернативных вариантов – это «Сбербанк-online», но в этом случае придется обойтись без чека. Оправданно ли это?

— Если переведете деньги через «Сбербанк-online», то не получите подтверждающий документ. Хотя на практике у людей часто в приоритете удобство расчета, поэтому они обходятся без формальностей.


— Какие риски могут быть в этом случае?

— Клиент ставит себя в невыгодное положение, поскольку ему потом могут сказать, что оплаты не было. Но это теоретически. На практике люди охотно пользуются online-переводами, я тоже иногда расплачиваюсь таким способом за поездки в такси.

Если речь идет о крупной сумме, желательно все же проявлять осторожность. Предположим, человек оплатил online-переводом серьезную покупку в магазине, но потом выяснилось, что товар бракованный. В таком случае будет сложно вернуть потраченные деньги, ведь придется доказывать факт покупки в этом магазине. А без гарантийного талона и кассового чека сделать это будет проблематично.

— Выходит, что неработающий терминал – это исключительно проблема клиентов?

— Так тоже нельзя сказать. Просто нужно соблюдать осмотрительность. Если вы пришли в новый для себя ресторан, лучше сразу спросить, работает ли у них терминал. А еще лучше кроме карты брать с собой наличные.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *