24 марта 2016     Комментарии к записи Росфинмониторинг вместе с Центробанком совершенствуют защиту от финансирования терроризма отключены
 

Росфинмониторинг вместе с Центробанком совершенствуют защиту от финансирования терроризма

Правительство России вынуждено принимать меры, связанные со значительным увеличением опасности, исходящей от мирового терроризма. Одним из важнейших методов борьбы с преступными группировками является лишение их денежных средств. В настоящее время при Центробанке уже создана специальная опытная группа, в которую входят наиболее крупные отечественные банки. На членах этой группы в реальном режиме будут проверяться и совершенствоваться все предлагаемые новые схемы противодействия финансированию терроризма.

Остановить терроризм

Результатом обсуждений, проведённых Росфинмониторингом и ЦБ с многочисленными представителями бизнеса, явился новый механизм проверки транзакций на подозрительность. Впервые вопрос о том, что такой механизм должен быть создан, был поднят на серии совещаний интернациональной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), вызванных взрывом российского самолёта в Египте, а также нападениями в столице Франции. Входящие в FATF страны, среди которых находится Россия, дали поручение своим финансовым разведкам сформировать комплекс мер, способствующих обнаружению операций, имеющих отношение к терроризму. Главной из всех задач являлось формулирование чётких правил определения того, какая транзакция считается подозрительной.

Для того, чтобы операция попала в сферу интересов отдела противодействия по отмыванию денег, требуется одновременное наличие нескольких критериев. Во-первых, анализу подлежит назначение платежа. Если приобретается экипировка для активного отдыха и медикаменты, такая активность является подозрительной. Скорее всего, подобное сочетание говорит о том, что снаряжение покупается для использования его в боевых действиях, а медикаменты — чтобы заниматься самолечением. Во время террористической деятельности более чем вероятно получение ранения, с которым невозможно обратиться в больницу; набор заранее приготовленных лекарств предназначен для оказания помощи в таком случае.

Вторая информация, подвергаемая анализу — известное банку досье отправителя платежа, а также лица, с которыми он имел контакты в прошлом и ведёт дела сейчас. Третий «флажок», заставляющий насторожиться при виде платёжки — место её происхождения, в том случае, если террористы на данной территории проявляют повышенную активность. В настоящее время ещё нет окончательного регламента того, кто именно будет составлять и отправлять в банки списки информации, необходимой для определения подозрительности платежа в указанных выше случаях.

Лишь в том случае, если все критерии укажут на возможную принадлежность операции к финансированию терроризма, она будет считаться подозрительной. Изначально предполагается, что новая система признаков окажется эффективной при нахождении центров вербовки, отдельных боевиков, а также содействующих им организаций. Если транзакции клиента совпадают с перечисленными критериями, на время тестирования к нему будет привлечено повышенное внимание соответствующих структур. В этом случае банку следует переслать обнаруженную информацию в Росфинмониторинг, который проведёт собственную проверку по внутренним хранилищам данных, сделает запросы в правоохранительные органы, после чего при необходимости передаст дело в руки Следственного комитета и ФСБ. По окончании экспериментального этапа, право применять ограничивающие подозрительных клиентов меры будет дано и самим финансовым организациям.

По поводу последнего представитель одного из банков высказал следующее мнение: безусловно, с одной стороны, у банка нет особого интереса взваливать на свои плечи дополнительную работу, включающую в себя комплексный анализ поведения клиента. С другой стороны, уже в настоящий момент направленное против отмывания денег законодательство даёт банкам разрешение не только отказаться от приёма первого же подозрительного платёжного поручения, но и полностью прекратить сотрудничество при появлении второго такого документа. Существует опасность, что существующие «перестраховщики» при возникновении любого намёка на опасность будут сразу же блокировать подобные операции, чтобы гарантированно избежать недовольства Центробанка, а это может затруднить работу даже обычных добропорядочных клиентов. По результатам проходящих сейчас экспериментов ЦБ выпустит пакет рекомендаций и разъяснений о том, как применять новую систему. До той поры не следует ожидать от банкиров самостоятельной активности по блокирующему варианту.