6 октября 2017     Комментарии к записи Россия будет сильной, но больной. Бюджетных средств не хватает на образование и здравоохранение отключены
 

Россия будет сильной, но больной. Бюджетных средств не хватает на образование и здравоохранение

По данным Центра развития НИУ ВШЭ, Россию в ближайшие годы ждет сокращение расходов федерального бюджета, при этом их структура сохранится. В приоритете останутся: управление, силовые структуры и соцполитика, а образование и здравоохранение будут и дальше финансироваться по остаточному принципу. В 2017 году расходы бюджета составят 16,9 трлн, в 2018-м – 16,5 трлн, а в 2019-м – 16,4 трлн рублей.

Сокращение расходов связано со снижением нефтяных цен. Если в бюджете 2017 года заложена средняя цена барреля в $49,9, то в проекте бюджета-2018 более низкий показатель — $43,8 за бочку. Дефицит средств Минфин будет покрывать за счет социальных статей. Хотя номинально в 2018 году расходы на здравоохранение и образование даже немного вырастут, но с учетом инфляции они сократятся примерно на 4% и 1% соответственно. По сравнению с самым благополучным за последнее десятилетие 2012 годом финансирование образования будет меньше на треть.

Недостаточное внимание к образованию и здравоохранению негативно влияет на человеческий капитал, с таким подходом существенный экономический рост в среднесрочной перспективе не предвидится. Структура бюджета России последние годы меняется в направлении противоположном преобразованиям в странах ОЭСР.

В период с 2007 по 2015 годы расходы на здравоохранение в странах ОЭСР в среднем выросли с 17% до 18,7%, а в РФ снизились с 12,1% до 10,8%. По финансированию образования страны ОЭСР последнее десятилетие держат уровень в 13%, а у нашего бюджета доля соответствующих расходов уменьшилась с 11,8% до 9,9%.

Эксперты считают, что $43,8 за бочку – слишком оптимистичный прогноз на 2018 год. То же самое касается и сохранения роста ВВП на уровне 2% и инвестиций выше 5%. Удачное первое полугодие 2017 года объясняется ростом нефтяных цен. Но даже если баррель удержится на уровне $50-60, в ближайшие 3 года экономика не будет расти быстрее, чем на 1-1,5% в год. Отчасти такой прогноз объясняется вялым потребительским спросом и низкой инвестиционной активностью бизнеса.

Даже заложенное в бюджет-2018 достаточно скромное финансирование будет сложно обеспечить не только по причине возможного снижения нефтяных цен. Наполнение доходной части осложняется нежеланием госкомпаний делиться дивидендами. Пока не удается эффективно контролировать компании с госучастием, поэтому соответствующие поступления остаются под вопросом.

Эксперты Центра развития считают, что нынешняя бюджетная политика расходится с декларируемыми целями. Она ведет к консервации структуры экономики, хотя должна способствовать снятию барьеров для развития. Снижение доли федбюджета в ВВП не приведет к желаемому оживлению частного сектора.

Ведущий аналитик ООО «Аналитика-Сервис» Антон Быков отмечает, что недостаточное финансирование образования и здравоохранения выглядит нелогично на фоне повышения расходов на оборону. В 2018-м в бюджете предусмотрено увеличение расходов на армию в размере 100 млрд рублей.

В последнее время РФ даже вошла в лидирующую тройку в мире по финансированию вооруженных сил. В 2016-м Россия увеличила военные расходы почти на 6%, до $69,2 млрд и заняла третье место после США и Китая. Другие развивающиеся страны стали меньше тратить на ВПК, а РФ выделить огромные средства не помешало даже снижение нефтяных цен.