4 июля 2016     Комментарии к записи Социологи выяснили, что россияне понимают под качеством жизни отключены
 

Социологи выяснили, что россияне понимают под качеством жизни

Большинство россиян (83%) под «качеством жизни» понимают в первую очередь возможность не экономить, а также высокий уровень дохода, способный обеспечить заботу о здоровье, достойное образование детям, уют в доме и возможность путешествий. Такие выводы следуют из опубликованных 30 июня результатов опроса, проведенного в мае исследовательским холдингом «Ромир».

Качество жизни

Респонденты могли называть несколько вариантов ответов. 73% опрошенных выбрали критерий отсутствия проблем со здоровьем, 70% указали важность наличия работы, 67% – возможности путешествовать. 58% россиян считают непременным атрибутом качества жизни достойное обеспечение и обучение своих детей, а 53% – наличие в доме особой атмосферы.

А вот мнения респондентов по поводу методов экономии в кризисные времена разделились куда сильнее. Наиболее часто опрошенные указывали, что экономят на путешествиях и отдыхе (36%), развлечениях (35%) и бытовой химии (33%). По мнению россиян, меньше всего для экономии подходят продукты питания (45%), товары для детей (43%), электроника и бытовая техника (36%).

Однако даже при нежелании экономить, к примеру, на продуктах питания, опрошенные признаются в существенном снижении объема и сужения ассортимента разовых покупок. Ряд потребителей отказались от премиальных марок либо перешли на менее дорогие продуктовые бренды российского производства.

Большинство респондентов отмечают, что стали в последнее время ждать сезонных дисконтных предложений: акций торговых сетей, распродаж, скидочных дней. Опрошенные зачастую стараются подстроиться под подобные мероприятия. Это касается и приобретения товаров из категории длительного пользования.

Аналитики РОМИР приходят к выводу, что в кризис основная модель покупательского поведения заключается в выборе магазинов, которые соответствуют критериям выгодных цен без потери качества либо качества по разумным ценам.

Согласно результатам недавнего исследования НИУ ВШЭ, все больше россиян стали переходить на более дешевые продовольственные товары, а также отказываться от развлечений.

В мониторинге Высшей школы экономики указывается, что на более дешевые продукты переходят 38% опрошенных. 30% респондентов снижают потребление товаров, развлечений и услуг. 16% россиян стали искать подработку, работу с большей зарплатой либо начали заниматься бизнесом.

По мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, общество сегодня переживает эффект негативной стабилизации. Наблюдаются признаки безразличия и апатии. Россияне не видят признаков того, что наступил перелом и запущен механизм экономического роста. Поэтому граждане зачастую не предпринимают ничего, кроме экономии. Не просматривается иных моделей поведения, помимо сберегательной. Однако эта модель не отличается бесконечной эластичностью, экономить постоянно нельзя.