31 июля 2018     0
 

ЦБ: Число черных кредиторов и финансовых мошенников за год увеличилось вдвое

Банк России за январь — июнь 2018 года выявил 1890 организаций, не имеющих лицензии ЦБ и осуществляющих нелегальное кредитование («Черных кредиторов»), рассказал директор департамента недобросовестных практик Банка России Валерий Лях.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, их количество выросло в 2 раза и уже превысило цифру всего 2017 года — тогда ЦБ выявил 1300 «черных кредиторов». Как отметил Лях, это связано с расширением деятельности самого регулятора в регионах.

«Перестройка организационной структуры деятельности Банка России по противодействию недобросовестным практикам, наращивание компетенций и более тесное взаимодействие с региональными органами власти, правоохранительными структурами и общественностью позволили эффективно вести работу по выявлению нелегальных участников финансового рынка», — отметил он.

Наиболее частое выявляемое нарушение — незаконное использование названий легальных форм финансовых институтов (например, МФО) в названии организаций без лицензии ЦБ. К примеру, говорит Лях, черные кредиторы используют в названиях слова «микрофинансовая компания», «микрокредитная компания», однако в реестре МФО ЦБ организации нет. По сообщению ЦБ, чаще всего такие мошеннические организации выявляются в Центральном, Южном, Уральском, Сибирском и Приволжских федеральных округах. Теоретически есть способы борьбы с таким явлением. Например, добросовестным участникам микрофинансового рынка в «Яндексе» присваивается особая маркировка. Но, как отмечают эксперты, такие методы неэффективны.

«Маркировка по ряду критериев осуществляется не автоматически, а вручную. Кроме того, граждане просто не знают, что по ней можно отличить легального кредитора от нелегального»,— поясняет заместитель гендиректора группы «Русмикрофинанс» Анастасия Локтионова. Также, добавляет она, нет уголовного механизма преследования черных кредиторов.

Еще одна категория мошенников — нелегальные форекс-дилеры. За январь-июнь ЦБ направил в правоохранительные органы материалы по 208 таким организациям, причем и иностранным, и российским. Глава Ассоциации форекс-дилеров (АФД) Евгений Машаров отмечает, что убытки от деятельности нелегалов только за первые 6 месяцев 2018 г. составили 150 млн руб. 8 лицензированных форекс-дилеров обслуживают порядка 5 тыс. физлиц, а общее количество российских инвесторов на рынке форекс оценивается в 450-500 тыс. чел.

При этом дилеры умудряются наживаться на игроках не единожды: появляются компании, якобы помогающие клиентам форекс-кухонь возвращать средства. Но чаще всего это аффилированные организации. И клиент платит мошенникам дважды: за псевдоинвестиции и за неработающую услугу возврата.

С начала 2018 года регулятор выявил 82 организации с признаками финансовой пирамиды. Из них больше половины (47) существовало в виде ООО, 16 было создано как интернет-проекты, 11 как потребительские кооперативы, 5 — потребительскими обществами, два действовали как индивидуальные предприниматели и одна финансовая пирамида была в форме акционерного общества.

Кроме того, отметил Лях, заметной тенденцией последнего года стало привлечение средств граждан в финансовые пирамиды, основанные на псевдоинвестициях в криптоактивы. Он добавил, что, если в обычных финансовых пирамидах средняя сумма вложенных гражданами средств составляет 30-40 тыс. руб., то в финансовые пирамиды на мнимых инвестициях в криптоактивы, средняя сумма в 2,5 раза выше — около 100 тыс. руб.

Еще одна отличительная черта нового вида мошенничества: почти всегда злоумышленники ищут своих жертв через интернет. При этом на удочку криптомошенников чаще всего попадаются жители центральных областей России и крупных городов, поскольку там выше средний достаток у граждан.

Впрочем, эксперты уточняют, что в мире в 2018 году потенциальные покупатели токенов в целом стали относиться к выбору проекта для инвестиций более внимательно, чем раньше. По словам основателя платежной системы PlasmaPay Ильи Максименки, получив предложение об инвестиции, прежде всего нужно изучить состав команды проекта. «Наличие известных персон в числе лиц, представляющих проект, не показатель его качества. Главные в проекте — это разработчики. Просто обратите внимание на долю таких специалистов в команде»,— указывает он.

Если в команде ICO на одного разработчика приходится девять маркетологов, то очевидно, что главная задача проекта — его продать. Вместе с тем, по словам основателя проекта Arena Space VR Василия Рыжонкова, многие проекты сейчас повторно выходят на ICO для привлечения дополнительных инвестиций и повышения вовлеченности пользователей. В этом смысле начинающим инвесторам стало проще — они имеют возможность вкладываться в проекты с готовым продуктом, а не рисковать, увлекаясь кричащей «упаковкой» новых стартапов.

А вот схема «вложи немного и приведи друзей» продолжает работать. «Это общемировая практика. В нашей стране тоже существуют такие истории, и они распространены. У нас была пирамида, когда под покупку техники Apple за часть ее стоимости привлекали деньги и строили пирамиды. Например, предлагали iPhone за 20%, если человек приводил еще четверых, а они – следующих четверых. Таких пирамид десятки», — сказал Валерий Лях.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *