2 июля 2018     0
 

ЦБ РФ: с 30 июня начала работать система удаленной идентификации клиентов банков

В субботу, 30 июня, в России заработала система удаленной идентификации, с помощью которой физлица смогут пользоваться банковскими услугами дистанционно. О новом механизме идентификации рассказала начальник Главного управления Центробанка по ЦФО Надежда Иванова.

Нельзя сказать, что дистанционные услуги не являются чем-то принципиально новым для российской банковской системы. Некоторые крупные финансовые учреждения уже давно работают с клиентами удаленно, подтверждение транзакций при этом осуществляется с помощью электронной подписи. Однако при такой технологии клиент должен получить в банке электронный носитель и программу, дающую возможность ставить подпись.

С 30 июня дистанционные банковские операции выходят на новый технологический уровень. Это стало возможным благодаря тому, что вступили в силу изменения к ФЗ-115 – закону, направленному на противодействие нелегальным доходам. Теперь один из разделов этого документа позволяет банкам удаленно идентифицировать клиентов. Дистанционная идентификация основана на сборе и дальнейшем использовании биометрических данных. С помощью этой технологии граждане смогут пользоваться банковскими услугами удаленно: открывать счета, депозиты, брать кредиты и проч.

Работать с клиентами дистанционно смогут не все банки. Список финансовых учреждений, которым ЦБ разрешит применять эту технологию, будет опубликован на сайте регулятора. Гражданам, желающим пользоваться удаленным обслуживанием, нужно в первую очередь прояснить этот момент, а также узнать, в каком офисе банка проводят первичную идентификацию.

Для первичной регистрации нужно иметь паспорт и СНИЛС. Эти документы понадобятся для регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Граждане, которые уже имеют учетную запись на сайте госуслуг, могут пользоваться ею.

Следующий шаг – регистрация в Единой биометрической системе. Такая процедура подразумевает фотографирование лица и запись голоса человека. Затем клиент получает логин и пароль, который нужно изменить в целях конфиденциальности. А дальше можно пользоваться банковскими услугами с помощью смартфона, ноутбука, планшета или стационарного компьютера, оснащенного камерой и микрофоном.

Клиент заходит на сайт банка, выбирает нужную услугу и проходит авторизацию ЕСИА. Для авторизации нужны логин и пароль, если с ними порядок – сайт предложит произнести на камеру цифры или буквы, высветившиеся на экране устройства. Единая биометрическая система анализирует полученные данные, если есть сомнения – банк запрашивает дополнительную информацию. После удаленной идентификации клиент может пользоваться банковскими услугами.

Система хорошо защищена от взлома. Биометрические данные россиян будут храниться отдельно от персональных. Их передача будет осуществляться только по защищенным каналам связи. Финансовые учреждения получат доступ к системе через специальные каналы межведомственного электронного взаимодействия.

Сбор биометрических данных пока разрешили только банкам. Однако в дальнейшем власти планируют разработать единые стандарты первичной идентификации. Когда это случится, работать с клиентами удаленно смогут пенсионные фонды, нотариусы, страховые компании и прочие организации. Если конечно люди захотят пользоваться удаленной идентификацией. Процедура эта бесплатная, но многие консервативно настроенные россияне наверняка предпочтут по старинке решать финансовые вопросы в офисах.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *