15 марта 2018     0
 

ЦБ усиливает регулирование ИСЖ (инвестиционного страхования жизни)

Банк России в ходе состоявшейся встречи с представителями финобъединений обратил внимание на чересчур агрессивную продажу физлицам сложных финансовых продуктов, включая инвестиционное страхование жизни. На мероприятии с участием банковской ассоциации «Россия», Всероссийского союза страховщиков, Ассоциации российских банков и Национальной ассоциации участников фондового рынка, в числе прочего, обсуждались способы усиления защиты прав потребителей финуслуг.

Согласно данным страховщиков, инвестиционное страхование жизни (далее ИСЖ) составляет порядка 70–75% в совокупном объеме реализуемых продуктов по страхованию жизни. За 2017 год рост продаж в данном сегменте превысил 50% (₽328 млрд против ₽214 млрд годом ранее). Банки являются ключевыми «поставщиками» данного продукта населению (98% продаж).

Основные минусы ИСЖ:

  • невозможность расторжения договора без существенных финансовых потерь,
  • отсутствие государственного страхования продукта,
  • отсутствие гарантированной доходности по полисам ИСЖ (по условиям договора, страховщик обязан вернуть клиенту внесенную сумму вкупе с инвестиционным доходом, получение которого возможно далеко не всегда).

Около года назад ЦБР указывал на наличие многочисленных жалоб граждан о навязывании банками ИСЖ в качестве дополнительной услуги, без донесения до клиентов всей полноты связанных с данным продуктом финансовых рисков.

— Это приводит к формированию у клиентов неправильных ожиданий, — заявлял тогда зампред ЦБР Сергей Швецов.

В странах Западной Европе страховщики обязаны информировать физлиц об условиях ИСЖ и прочих гибридных продуктов. В России же таких требований нет. Если законодательно обязать банкиров предоставлять полную информацию о рисках вложений в такие фининструменты, рост рынка ИСЖ серьезно замедлится, отмечает представительница Fitch Анастасия Литвинова.

По словам Максима Чернина из ВСС, на текущий момент всю полноту ответственности перед покупателями ИСЖ несут провайдеры (т.е. страховщики), которых такое положение дел не устраивает.

ВСС разрабатывает критерии раскрытия информации клиентам (разработка соответствующих стандартов должна завершиться в ближайшие месяцы). К этой программе должны присоединиться банки. Лишь разделение ответственности, полагает Чернин, позволит устранить проблему.

— Если этого не произойдет, страховщики просто перестанут работать с банками, — уверяет представитель ВСС.

Банкиры категорически против разделения ответственности.

— Чей продукт, того и ответственность, в том числе за качество продаж агентами, — парирует Алина Розенцвет из НРА, предлагающая страховщикам не работать с банками, злоупотребляющими доверием клиентов.

Однако отказаться от сотрудничества с банками, приносящими страховщикам до 90% премий, участникам страхового рынка не так просто. С другой стороны, разрабатываемые ВСС стандарты могут оказаться бесполезными как из-за категорического нежелания банкиров поддерживать инициативу ВСС, так и из-за отсутствия поддержки начинания со стороны ЦБР.

В АРБ предлагают решение, удобное как для страховщиков, так и для банкиров.

— Продающая сторона будет придерживаться стандартов в случае, если ЦБР сделает жалобы публичными, — полагает представитель сообщества Эльман Мехтиев.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *