11 апреля 2018     0
 

ЦБ защитит граждан от убытков, связанных с нерасторопностью банков при обмене валют

Центробанк намерен сделать обменные операции с валютами более удобными для граждан. В данный момент существует следующая проблема: когда нужно обменять большую сумму в период высокой волатильности, человек может терять значительные средства за время ожидания обмена. На официальном портале правовых актов появился проект указания регулятора, обязывающий банки фиксировать обменный курс сразу после того, как клиент дал устное согласие на сделку. Проект будет обсуждаться до 13 апреля. Нововведение коснется только операций, которые проводятся через кассы банковских отделений. Обмен с помощью банкоматов и интернет-банков будет идти по-старому.

Depositphotos

Также Центробанк в своем проекте уделил внимание информированию граждан об изменениях валютного курса. Информацию теперь нужно будет обновлять в онлайн-режиме, причем соответствующее табло должно находиться исключительно внутри помещения банка.

По словам руководителя центра конверсионных операций Бинбанка Станислава Маркова, принятие документа позволит банкам упростить документооборот, поскольку отпадет необходимость в ежедневном издании распоряжений об установке курсов. Некоторые финансовые учреждения уже сейчас чутко реагируют на изменения курсов валют: компьютерная программа следит за торгами и вносит коррективы в онлайн-режиме в случае колебаний на 10 или 20 копеек.

Зампред правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко полагает, что подобные нововведения особенно актуальны в периоды, когда рубль чувствует себя неуверенно. Крупные суммы люди обычно меняют в банках, и порой процедура занимает длительное время, к примеру, когда нужно пересчитать большое количество купюр.

Эксперты акцентируют внимание, что фиксация курса коснется только операций, производимых через кассу банка. Регулятор решил оставить прежний порядок обмена по линии «банк-клиент», по банкоматам тоже изменений пока не предвидится. По словам юристов, иногда клиенты судятся с банками, если их не устраивает курс, по которому произошел обмен через дистанционные каналы. Подобное дело недавно рассматривал Верховный суд, причем клиент добивался своего несколько лет: он менял валюту еще в 2014 году. Для этого клиент решил воспользоваться банкоматом, снимал с рублевого счета наличные в долларах США. Перед этим гражданин узнал курс, и его все вполне устраивало. Однако операцию со счетом банк проводил несколько дней, за это время доллар сильно подорожал, и клиент был шокирован суммой, которую списали со счета.

Доказать свое право обменять валюту по курсу, который был в день операции, гражданину удалось за несколько лет. Дело благополучно разрешилось, только когда его рассмотрела коллегия ВС. Однако далеко не каждому человеку хватит выдержки и терпения, чтобы годами судиться с банком в различных инстанциях. Управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили полагает, что такие случаи подтверждают необходимость защитить интересы людей путем фиксации курса в случае дистанционного обмена.

В Центробанке не ответили на вопрос о возможном изменении порядка обмена валют через дистанционные каналы. Однако есть информация, что руководство ЦБ не планирует менять порядок обмена через банкоматы и линию «банк-клиент», поскольку в этом случае финансовые учреждения расписывают все нюансы в договоре с клиентом. А в договорные отношения между физлицами и кредитными организациями ЦБ вмешиваться не намерен.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *