20 апреля 2018     0
 

В любом городе России можно будет оплатить проезд единой картой

Пассажиры смогут оплачивать проезд в любом городе страны одной транспортной картой — независимо от используемых в регионе технологий оплаты.

Как сообщили в Центробанке, регулятор совместно с министерством транспорта разрабатывает универсальную систему оплаты проезда на основе карты «Мир» и единого процессингового решения. В рабочую группу входят представители оператора платежной карты «Мир» НСПК и Аналитического центра при правительстве России.

В НСПК рассказали, что с 2016 года работают над технологиями оплаты проезда бесконтактными картами. Параллельно компания разрабатывает для внедрения на транспорте единую платежную инфраструктуру. Данное направление в прошлом году получило развитие и на федеральном уровне.

По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, внедрение единого платежного пространства позволит гражданам экономить при оплате за транспорт в других городах. Например, москвичи смогут воспользоваться своими столичными льготами во Владимире или Казани.

Принципы работы разрабатываемой системы разъяснил Игорь Иванов, советник руководителя АЦ при правительстве РФ.

Пользователю (россиянину или иностранцу) сначала понадобится скачать единое мобильное приложение. Затем к нему привязывается банковская карта. Приложение способно скачивать актуальную для региона информацию о карте маршрутов, расписании, тарифах, фактическом нахождении на маршруте транспорта и пр.

Впоследствии пассажиру потребуется идентифицировать транспортное средство после посадки на него. Система определит транспортную компанию и тариф. Затем средства за поездку будут списаны со счета пассажира.

В идеальном варианте пассажиру не нужно будет разбираться с тарифами по приезду в любой город. После разовой поездки с него будет списана стоимость одного билета, после 10 поездок могут насчитать скидку (вернуть часть средств либо предоставить бесплатные поездки). После 50 поездок может быть «начислен» месячный проездной, и дальше до конца месяца плата не взимается.

Для реализации идеи понадобится внести поправки в законодательство. Изменений потребует закон № 220-ФЗ об общественном транспорте и некоторые подзаконные акты. Потребуется также разработать единый федеральный стандарт транспортного обслуживания.

По мнению Анатолия Аксакова, в таком случае должны быть ограничены взимаемые с перевозчиков комиссии за электронные платежи. Сегодня средний размер комиссии составляет 1,5%, а в некоторых регионах доходит до 5%. Системы оплаты проезда за транспортные услуги по картам медленно приживаются в т.ч. и по этой причине. Большинство муниципальных перевозчиков ограничены в средствах на развитие парка. Тем более у них нет денег на эксперименты с вводом автоматов вместо кондукторов.

По словам возглавляющего Московский транспортный союз Юрия Свешникова, средняя стоимость проезда в РФ на общественном транспорте уже 2 года составляет примерно 20 рублей, что ниже себестоимости. Местные власти не всегда субсидируют перевозки. Часто ездящие пассажиры фактически только в Москве могут экономить с помощью проездной карты.

Для универсального билета скорее всего понадобится разработка специального чипа (что займет не меньше года). Впрочем, для стыковки всех систем и запуска пилотных проектов можно использовать чип уже работающего в некоторых регионах билета «Единый» — считает Татьяна Семенова (группа компаний «Микрон»).


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *