5 марта 2018     0
 

Карманные деньги: как научить школьника распоряжаться личными финансами

Как правило, ребенок получает свои первые карманные деньги после поступления в школу. Таким образом, делая первые шаги в относительно самостоятельной школьной жизни, он имеет возможность распоряжаться личными финансами. Этот первый опыт распоряжения собственными деньгами может стать весьма полезным, если родители сумеют избежать ошибок, часто встречающихся на этом этапе. Итак, как же правильно выдавать карманные деньги ребенку, чтобы он научился ценить их и грамотно тратить?


1. У ребенка должен быть выбор

Вручая ежедневно мелочь «на булочку», вы не оставляете ребенку шансов самостоятельно оценить свои потребности и расставить приоритеты. То же происходит в случае, когда малыш получает более крупную сумму без конкретной цели. В первом варианте цель определена слишком жестко (булочка, и нечего больше), во втором – слишком размыто (хватит на все желаемое).

А ведь карманные деньги могут научить ребенка планированию затрат и управлению финансами – умениям, необходимым для взрослой жизни. Дети должны учиться делить расходы на обязательные и второстепенные и формировать накопления. Поэтому, выдавая очередную сумму на карманные расходы, предложите ребенку вместе с вами посчитать, какие расходы ему предстоят, и сколько денег на это потребуется. В будущем, когда малыш подрастет, он сможет делать это самостоятельно.

Ребенку нужно объяснить, что все расходы делятся на 3 группы:

  • необходимые, например, на еду, проезд и другие потребности, от которых сложно отказаться;
  • дополнительные, которые не являются обязательными, и совершают их больше для удовольствия: покупка красивой тетради или нового модного портфеля;
  • накопления – очень важна часть расходов. Все дети мечтают о велосипеде, футбольном мяче или дорогой игрушке. На примере сбережений им будет проще понять, для чего нужно экономить и откладывать деньги. Например, объясните ему: чтобы купить куклу за 600 рублей, надо откладывать по 10 рублей 60 дней. Если же экономить на сладостях и откладывать по 20 рублей в день, то игрушку можно будет купить на месяц раньше.

Так школьник будет относиться к купюрам, которые вы им регулярно выдаете, как к прикладному инструменту для достижения своих целей, а не просто как к красивым бумажкам.

2. Определите оптимальный период, на который будете выдавать карманные деньги

Чтобы сын или дочь быстрее обучились планированию, лучше выдавать деньги с интервалом в неделю или (для старших классов) в месяц, но не чаще. Разумеется, это будет иметь смысл, когда ребенок уже умеет структурировать расходы и различать, какие из них относятся к необходимым.

Получая деньги раз в неделю, ребенок вынужден будет расставлять приоритеты, выделять среди своих потребностей основные (куда деньги будут уходить в первую очередь) и дополнительные (мелкие радости).

Не переживайте, если школьник потратит деньги раньше положенного срока, он ведь только учится правильно распределять средства. Но старайтесь не добавлять недостающую сумму, если норма потрачена раньше. За пару дней без денег с ребенком ничего не случится, зато он получит хороший урок.

В случае если денег не хватает на какие-то необходимые расходы, можно одолжить недостающую сумму с условием, что она будет вычтена из карманных денег следующего периода.

3. Прививайте бережное отношение к деньгам

Сначала деньги на карманные расходы выдаются «просто так». Со временем, когда ребенок подрастет, необходимо постараться сформировать у него отношение к деньгам не как к безусловному ресурсу, а как к возможности, на появление и размер которой человек может влиять.


Например, начиная со средних классов, ребенок может получать карманные деньги не в начале недели, а к выходным. За неделю он может «заработать» деньги своим трудом: помогая по дому или с младшими детьми, прочтя и пересказав книгу или стихотворение, получив оценку выше оговоренного балла. Необходимо помнить, что платить за стандартные обязанности, вроде уборки в своей комнате, нельзя. Однако ребенок может получить дополнительные 200-300 рублей за уборку на кухне или в прихожей.

Все условия дополнительного заработка нужно обязательно обсуждать с детьми, причем сумма может пересматриваться в зависимости от стараний ребенка и других факторов. Так вы объясните школьнику, что размер дохода зависит от приложенных усилий, и его уровень можно и нужно обсуждать.

4. Подавайте хороший пример

Лучше всего учить ребенка (и не только в денежных вопросах) на личном примере. Привлекайте сына или дочь к распределению доходов: пусть он знает, какая сумма уходит на оплату коммуналки, сколько вы выделяете на продукты и как планируете ежегодный отдых. Например, расскажите ему, что для поездки летом на море вам придется каждый месяц откладывать определенную часть зарплаты. Также объясняйте детям, как можно совершать серьезные покупки, такие как мебель или электроника, путем кредитования или с помощью сбережений.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *