Когда можно не платить за блюдо в ресторане?
В ресторанах обычно вкусно кормят, но бывают ситуации, когда человек разочарован. Такое случается, когда, например, вегетарианца пытаются потчевать грибным супом на мясном бульоне. Еще хуже, если повар оплошал – приготовил плохо или использовал некачественные/несвежие продукты. Некоторые клиенты возмущаются даже тогда, когда просто вкус не понравился. Можно ли при этом не платить?
По словам адвоката Владимира Постанюка, с точки зрения законодательства, клиенты ресторанов – потребители. Их защищает закон «О защите прав потребителей». Когда человек заказывает еду в ресторане, он заключает устную сделку. С юридической точки зрения, нельзя определить: какая еда вкусная, а какая – невкусная. Это субъективные понятия. Одно и то же блюдо может одному человеку нравиться, а другому – нет, закон здесь бессилен. Если причина недовольства исключительно во вкусовых качествах еды, ресторан может настоять на оплате счета и формально будет прав.
Клиент имеет право отказаться от договора по объективным причинам:
- Недожаренное или пережаренное блюдо.
- Инородные предметы в еде.
- Подмена ингредиентов. Замена кролика на курицу, баранину на говядину и т.п. – все это обман со стороны заведения.
- Недовес.
- Испорченные продукты.
В таких ситуациях клиент вправе требовать, чтобы ему заменили блюдо или снизили его стоимость. Ссылаться можно на п.1 ст.4 закона «О защите прав потребителей». Смысл этого пункта в том, что ресторан должен предоставлять качественные услуги.
После выбора блюд устный договор между сторонами считается заключенным. Это означает, что официант обязан принести именно то блюдо, которое клиент выбрал в меню. Еда должна быть качественной, свежей и в указанном количестве. Если эти критерии не соблюдаются, посетитель заведения вправе не платить, поскольку ресторан нарушает договор.
Стороны могут согласовать изменения типового договора – подкорректировать одну или несколько позиций меню. Например, ресторан может пойти навстречу человеку, попросившему заменить в салате майонез на сметану. Если официант согласился на это, но пожелание посетителя заведения так и не было исполнено, клиент вправе настаивать на замене блюда либо отказаться платить. Здесь тоже можно ссылаться на ненадлежащее качество товара.
Лучший всего избегать подобных конфликтов – не заказывать еду в сомнительных заведениях общепита. В хорошем ресторане клиента не заставят платить за блюдо, которое ему не понравилось. Администрация предпочтет не идти на конфликт, постарается решить вопрос полюбовно.