На чужой кошелек не разевай роток: почему нельзя обсуждать чужие зарплаты с коллегами
Владелец рекрутингового агентства рассказал, к чему может привести гласность в вопросе оплаты труда. В довольно крупном банке произошел компьютерный сбой и зарплаты сотрудников стали известны всему коллективу. В результате пошли сплетни, склоки, люди стали ненавидеть друг друга. Руководству банка пришлось оплатить услуги консалтинговой компании, чтобы изменить систему денежной мотивации и успокоить коллектив.
Открытость или конфиденциальность?
По словам директора московского филиала «БКС Премьер» Руслана Мовсесяна, для российских компаний не характерна политика «открытых зарплат». Впрочем, бывают и исключения: сотрудники обычно знают о доходах коллег, если речь идет о стартапах или фирмах с маленьким дружным коллективом.
Директор департамента HeadHunter Наталья Данина утверждает, что открытость зарплат оправдана только при определенном типе и небольшой численности компании. Пока все сотрудники знают, чем занимаются коллеги, это может работать. Однако когда фирма разрастается и появляется несколько отделов, кто-то обязательно будет считать, что ему недоплачивают, а другие незаслуженно получают больше. Компании, в которых работает более 50 человек, а также вертикально интегрированный бизнес и предприятия с госучастием обычно ведут политику закрытого типа, так как доходы сотрудников серьезно отличаются.
По словам психолога Марины Мелии, открытость сведений о зарплате зависит от должности человека. Есть позиции, в отношении которых гласность является серьезным мотивирующим фактором. Коллеги видят, что при должном усердии можно получать больше и стараются работать активнее. К примеру, сотруднику кол-центра платят надбавку за знание английского языка, и менее продвинутые в этом плане сослуживцы видят возможность подтянуть свои знания и зарабатывать больше. Еще одна категория, где открытость может сыграть на пользу делу – сдельная работа.
В любом случае сотрудники должны знать принципы формирования зарплат. Когда распределение средств производится по определенным правилам и есть перспективы роста, не так обидно поначалу работать за небольшие деньги. В серьезных компаниях или организациях вместо того, чтобы сплетничать с коллегами и обсуждать доходы других, люди при недовольстве своей зарплатой идут к руководству и просят разъяснить ситуацию.
Открытость – причина конфликтов
По словам Марины Мелии, открытость в вопросе зарплат далеко не всегда идет во благо. Для большинства позиций такой подход является неприемлемым. Работодатели обычно стараются в оплате труда придерживаться принципа дифференциации. Доход сотрудников зависит от многих факторов: квалификации, образования, знаний, опыта, количества лет в компании, личных качеств, умения строить отношения с начальством, достижений и проч.
Бывает, люди выполняют схожий набор обязанностей, занимают одинаковые должности, но получают по-разному. В такой ситуации сотрудник, труд которого оплачивается ниже, чувствует себя ущемленным. У него возникает чувство зависти, несправедливости и недооцененности. А негативные эмоции, слова и поступки отрицательно отражаются на микроклимате в коллективе.
Большинство компаний в вопросе оплаты труда придерживаются политики конфиденциальности. В результате низкооплачиваемым работникам не так обидно, а высокооплачиваемые спокойно трудятся, не опасаясь конфликтов со стороны коллег и просьб одолжить денег.