Знакомим ребенка с семейным бюджетом
Сегодняшним школьникам и дошколятам предстоит жить в век сложных экономических и социальных отношений. Это потребует умения быстро и правильно сориентироваться в разных ситуациях, действовать самостоятельно, творчески мыслить.
Современные дети избалованы изобилием различных игрушек и современных гаджетов, которыми взрослые, из благих побуждений, заваливают своих чад. И многие считают, что детство должно быть максимально беззаботным, не отягощенным никакими проблемами, и уж тем более денежными вопросами. Для некоторых, говорить с детьми о деньгах – дурной тон, они считают это безнравственным и циничным.
Однако это мнение ошибочно. Для ребенка разговоры о финансах – это не потеря детских иллюзий, а возможность развиваться всесторонне и гармонично.
Сегодня старая модель воспитания нуждается в корректировке. Конечно, не стоит постоянно твердить о деньгах, преувеличивать их значение, культивируя жадность и алчность, но и совершенно ограждать своего малыша от денежных вопросов и проблем не стоит.
Чтобы человек мог вырасти ответственным, бережливым и заботливым, ему эти качества необходимо прививать с детства. А что может быть лучше, чем родительский пример, объяснения и поддержка. Детей необходимо знакомить с понятием денег и объяснять, как они достаются родителям. Объяснять, что существуют нужды семьи, и это не только игрушки, конфеты и красивая одежда. Также важно дать ребенку понять, когда человек попадает в зависимость от вещей.
Когда и как начинать знакомить ребенка с семейным бюджетом?
Психологи считают, что начинать посвящать ребенка в денежные вопросы надо в подготовительной группе детского сада. А к окончанию начальной школы представление о семейном бюджете уже должно быть сформировано.
Нужно рассказать ребенку, какие статьи расходов имеются в вашей семье: одежда, питание, платежи за квартиру, интернет, развлечения, путешествия, лекарства и т.д.
Не стоит бояться, что это слишком юный возраст для восприятия таких серьезных вопросов. Современные дети очень неплохо ориентируются в окружающей обстановке, поэтому лучше, если знания о семейных финансах они получат от родителей. Важно донести мысль, что расходы делятся на те, которые уменьшить никак нельзя, и те, которые можно сократить.
К первым относятся затраты на обучение, питание, коммунальные и кредитные платежи. А вот расходы, которые можно регулировать (уменьшать или увеличивать), это покупка каких-то не срочных вещей, очередной ремонт в комнате, развлечения.
Отличным примером, на котором можно научиться планировать траты, совершать самостоятельные покупки и определять какой стоимости вещи лучше покупать, является приобретение школьных принадлежностей.
Первый класс – это не только начало учебы, это и новая ответственность – материальная. Теперь ребенок сам отвечает за свои вещи: ручки, тетради пенал учебники и т.д. Все это покупается родителями и необходимо объяснить, что эти затраты так же являются частью семейного бюджета. В будущем будет показательно закупать школьные товары вместе с ребенком. Это дает массу возможностей для воспитания определенных навыков.
Дети уже неплохо знают, какие принадлежности им понадобятся в школе, и смогут сами составить их перечень. Вторым шагом будет выбор в магазине товаров по этому списку: они должны быть соответствующего качества, и по приемлемой цене. Третьим воспитательным моментом будет повышение детской самооценки, так как ребенку доверено выполнение взрослого дела, общение происходит практически на равных. Ну и как продолжение – в дальнейшем ребенок сможет и сам легко справиться с подобной задачей.
То же самое можно практиковать и с продуктами питания. Конечно, для начала это должен быть несложный список, например то, что употребляется ежедневно: хлеб, молоко и др. Список нужно сначала составлять вместе, затем попробовать дать ребенку возможность самостоятельно определить, чего не хватает из продуктов. Родитель, как и в случае со школьными товарами, выступает в роли консультанта-советчика, он должен объяснить ребенку как ориентироваться в ценах на товары. Например, что не стоит покупать самые дешевые вещи (они обычно очень низкого качества) и наоборот, слишком дорогие тоже покупать непрактично.
Совместные покупки научат ребенка правильно расходовать деньги. Он на практике увидит, как быстро «тает» семейный бюджет, если делать необдуманные траты, и что если ничего не планировать, то можно оказаться без средств даже на самое необходимое.
Итак, что полезного ребенок должен усвоить из «урока» о семейном бюджете:
- узнать из каких составляющих складываются семейные расходы
- научиться планировать расходы и делать покупки (для начала совместно с родителями)
- получить возможность участвовать в обсуждении семейных трат (в будущем родительский пример поможет избежать собственных ошибок и пригодиться в самостоятельной взрослой жизни).
Детей постарше можно попробовать завлечь интересными компьютерными программами, помогающими планировать и вести семейный бюджет. Можно предложить ребенку самому попробовать вести свой личный бюджет в таком планировщике, учитывать, например, карманные и подаренные деньги, планировать недорогие покупки, контролировать расходы.