Автокредит или лизинг — что выгоднее?
Сейчас в России купить автомобиль можно тремя способами: прямая покупка в автосалоне по полной стоимости, по договору лизинга или взяв автокредит в банке. Два последних способа покупки авто объединяет необходимость первоначального взноса и регулярных платежей, каждый из способов имеет свои недостатки и преимущества. Как сделать верный выбор? Что стоит знать о лизинге и автокредитах?
Кредит на покупку средства передвижения – процентный заём, предоставляемый финансово-кредитной организацией физическому лицу для покупки автомобиля (в размере до 100% его стоимости). При этом покупаемая машина будет залогом по выданному кредиту, а в случае невыплат по займу банк вправе произвести конфискацию авто и самостоятельно реализовать его в счет погашения долга. «Эффективная ставка по автокредиту зависит от срока кредитования, от величины первого взноса и от требуемой суммы. Банки разработали целый ряд выгодных кредитных программ для клиентов бизнес-сегмента, приобретающих дорогие автомобили. На проценты по кредиту может влиять даже марка машины, которую планируется купить. Множество банков работают в тесном контакте с конкретными автопроизводителями и предлагают пониженные ставки по автокредитам на модели именно этой марки» — говорит Дмитрий Коршунов, генеральный директор «Фаст Финанс Система».
В 2015 году ситуация на отечественном автомобильном рынке сравнима с глубокой комой. Продажи новых авто упали почти на 40%, в массовом порядке закрываются автосалоны, покупательский спрос стремится к нулю (хотя в конце 2014 года падение было не столь драматичным – минус 10,3%) . Привлекательные ставки по автокредитам нужны рынку как никогда, ведь по кредитной схеме покупалось больше половины новых автомобилей.
Минпромторг, понимая всю тяжесть ситуации, заявил о запуске новой государственной программы, одним из основных инструментов которой станет поддержка лизинга для физических лиц, желающих приобрести авто. Данная программа субсидирует первый платеж по лизингу, а это серьезно облегчает покупку новой машины на фоне взлетевших цен (особенно на импортные автомобили). «Сейчас договор лизинга уже предполагает скидки напрямую от автозаводов, госпрограмма «прибавит» к этим специальным предложениям субсидию на авансовый платеж. Это поможет установить платежи по лизингу на небывало низкий уровень, который не способна предложить ни одна лизинговая фирма без ущерба своим доходам» – поясняет Александр Михайлов, вице-президент АФК «Европлан».
В этом и состоит вся суть субсидии – государство компенсирует через лизинговые фирмы часть расходов покупателей, повышая доступность автомобилей для граждан. Размер государственной скидки – 10% от полной стоимости автомобиля, она суммируется со скидками по лизингу. В общем случае, цена по договору лизинга на некоторые модели авто может быть более чем на 20% ниже. Это, по мнению Минпромторга, должно серьезно повысить активность автолюбителей и сыграть положительную роль в деле покупки нового автомобиля.
Долгое время лизинговые схемы покупки автомобилей были актуальны лишь для юридических лиц, но последние два года все больше предложений по лизингу появляется и для «физиков». Лизинг – это договор, сторонами которого выступают клиент и лизинговая компания, согласно которому покупает автомобиль в собственность лизинговая фирма, а клиент обязуется вовремя вносить арендную плату за пользование данным автомобилем (с возможность выкупить авто по остаточной стоимости после окончания срока действия договора).
«Автолизинг необычайно популярен в Европе и Штатах. Примерно 30% автомобилей, покупаемых частными лицами, находятся в лизинге. Если форма лизинга предполагает переход права собственности на авто, то первоначальный взнос по договору может колебаться в районе 20% — 49% от стоимости машины. В месяц, при таком раскладе, нужно платить около 5,5% от стоимости (учтена амортизация транспорта и непосредственно аренда)» — об этом рассказал Антон Граборов, директор по обслуживанию клиентов банка «БКС Премьер».
Самый существенный плюс лизинга – шанс купить машину подороже (от планируемой первоначально) благодаря снижению ежемесячных взносов. Именно это позволило автолизингу стать столь популярным на Западе. «Лизингу должна помочь государственная программа субсидирования, которая позволяет получить дополнительную скидку в 10% на авансовый платеж. Автокредиты тоже субсидируются по льготной программе, только в этом случае сниженная процентная ставка облегчает жизнь заемщику. Такая программа автокредита выгоднее по размеру переплаты за пользованием кредитом, чем сравнимый по условиям договор лизинга» — отметил Андрей Ермаков, директор по развитию автокредитования Локо-банка.
Плюс автокредита очевиден – машина становится собственностью покупателя немедленно. «Кредитным» авто можно распорядиться как угодно, самому выбирать станции техобслуживания, что невозможно сделать при заключении лизингового договора (при лизинге обслуживать авто придется в аффилированных с лизинговой организацией технических центрах).
«Вы делаете первый взнос по кредиту и сразу становитесь полноправным владельцем автомобиля, а по лизинговой схеме Вы долгое время остаетесь лишь пользователем. С точки зрения психологии, человек, выплачивая кредит, вкладывает средства в свою собственность, а при лизинге явно виден некий риск: машина не принадлежит мне, случись что – заберут и деньги пропадут. Лизинг на нынешних условиях идеально подходит лишь тем, кому нужна статусная машина, либо есть необходимость частой смены представительских авто» — сообщает Ирина Выпих, менеджер по автомобильному кредитованию банка «Глобэкс».
Она отметила, что практически любой банк готов выдать кредит на автомобиль на основе упрощенного пакета документов (конечно, по завышенной ставке). Отличие программы в «Глобекс» заключается в единой ставке 18% для всех без исключения. В операционных центрах Локо-банка ставка по льготному автокредитованию начинается от 8,6% годовых.
«Широкий спектр программ автокредитования позволяет клиентам покупать не только новые машины, но и автомобили с пробегом. По лизингу взять в аренду можно исключительно новый автомобиль, да и модельный ряд в лизинговых фирмах довольно скуден. Нередко лизинговые компании вообще не предоставляют возможность аренды отечественных автомобилей» — рассуждает Ермаков.
Выбор между кредитом и лизингом должен быть основан на индивидуальных приоритетах. Самый важный момент – это договор между сторонами, это актуально как для кредита, так и для лизинга. Обязательно нужно внимательнейшим образом изучить все условия и только после этого принимать окончательное решение.
«Ежемесячные платежи по лизинговой схеме меньше, чем регулярные выплаты по кредиту, это открывает новые горизонты для спроса. Лизинг не приводит к образованию банковского долга у домохозяйств, позволяет совершить покупку авто более простым способом. Можно пользоваться авто всего 3 года и просто не выкупать его, а сменить на новую модель» — подводит итог Михайлов.