Биометрия в банках: как сбор данных скажется на клиентах
Российские банки готовятся к активной фазе сбора биометрических данных клиентов. Такие работы вовсю идут в ВТБ, в банке «Открытие» и других крупных финансовых учреждениях. По словам банкиров, массовый сбор изображений лиц клиентов и голосовых данных стартует в 2018 году. На биометрию возлагаются большие надежды. Эксперты утверждают, что она позволит значительно упростить банковские операции. Финансовые учреждения активно настраиваются на работу в этом направлении, они уверены, что смогут обеспечить надлежащую защиту биометрических данных от злоумышленников.
Собирать биометрические данные будут в добровольном порядке, многие консервативно настроенные граждане наверняка откажутся использовать нововведение. Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что для перевода на биометрию большинства россиян понадобится около 10 лет.
В плане подготовки нормативной базы определенные работы уже проведены – Центробанк разработал законопроект об удаленной идентификации клиентов. Согласно этому документу, банки обяжут вести базу данных лиц и голосов. В перспективе планируется создать всероссийскую биометрическую систему. С ее появлением станет проще брать кредиты и делать вклады удаленно.
Массовый сбор данных начнется в 2018 году, однако некоторые банки поспешили запустить свои пилотные проекты. Например, банк «Открытие» ведет сбор биометрической информации в пяти отделениях.
По словам директора по инновациям «Открытия» Алексея Благирева, сотрудники банка уже собрали свыше 40 тыс. фотографий. Кроме того, они проверили точность распознавания лиц и получили показатель 85–90%. В ближайшее время финансовое учреждение запустит сервис Р2Р-переводов между картами клиентов с идентификацией по биометрии лица. Затем новую технологию будут использовать при открытии счетов, переводе средств, выдаче кредитов и приеме депозитов.
По словам Сергея Хестанова, чтобы оценить перспективы нововведения, полезно учитывать опыт других стран. Впервые биометрию внедрили в Японии, там уже 10 лет успешно работают системы, использующие для идентификации радужную оболочку глаз клиентов.
В России с нововведением спешить не будут. В обозримом будущем клиенты смогут выбирать: пользоваться этой технологией или проходить идентификацию по старинке. Однако люди наверняка оценят преимущества биометрии, ведь ее применение позволяет отказаться от хлопот, связанных с хранением логинов и паролей.
В этом вопросе многое зависит от психологии. Наиболее консервативные клиенты проигнорируют возможность биометрической идентификации. Зато продвинутая молодежь будет с удовольствием пользоваться биометрией.
Внедрение этой системы ничуть не усложнит деятельность банков и получение банковских услуг. В программном обеспечении всего лишь появится новая функция. С аппаратной частью тоже не будет проблем, поскольку уже есть проверенные приборы, позволяющие считывать радужную оболочку глаз, отпечатки пальцев и прочие данные.
Новая технология будет внедряться медленно из-за менталитета пользователей. Есть люди, которые настороженно относятся ко всему новому, они наверняка займут выжидательную позицию, а заставлять их переходить на биометрию никто не станет. Однако повсеместное распространение биометрической идентификации все же произойдет, поскольку россияне со временем обязательно оценят удобство нововведения.