12 ноября 2018     0
 

Как говорить с детьми о финансах: советы родителям

Научить ребенка финансовой грамотности – задача не из легких. Многие сегодняшние родители росли во времена, когда рыночная экономика считалась злом капиталистического мира. Соответственно, обучению финансовой грамотности не уделялось внимания. Со временем ситуация изменилась, но исследования последних лет показывают довольно слабые результаты. Так, в 2015 году только 14% россиян одолели тестирование по финансовой арифметике, инициированное Минфином. Остальным 86% не удалось ответить на вопросы о сложных процентах, процентной ставке и прочих вещах, связанных с миром финансов. При этом, лишь 32% респондентов продемонстрировали понимание важности финансовой подушки безопасности, которая нужна каждой семье на случай форс-мажорных обстоятельств.

Разговор о деньгах с ребенком


В 2015 году наши 15-летние школьники участвовали в международном исследовании, посвященном финансовой грамотности. Компанию российским учащимся составили представители 18 ведущих стран, на которые приходится 40% мирового ВВП. Организовано исследование было с подачи экспертов, занимающихся Международной программой ОЭСР, оценивающей образовательные достижения учащихся разных стран. Результаты российских школьников оказались средними – они заняли 10-е место. Тестирование показало, что наиболее трудными для них являются задания по поиску и анализу информации, а также по аргументации своей точки зрения. Наиболее слабые ответы были получены по кредитованию, банковским депозитам, безопасности в сфере онлайн-шопинга, инвестированию и налогообложению.

Во многих экономически развитых странах существуют госпрограммы по финансовой грамотности. Раньше других стартовали в этой сфере Нидерланды: там озаботились проблемой еще в 1970 году. Голландцы создали Национальный институт по информированию составления семейного бюджета, на который возложили задачу научить домохозяйства правильнее распоряжаться своими доходами. В 2006 году в стране начали разрабатывать национальную стратегию в сфере финансового образования. В 2008 году она была утверждена, а в 2014-ом голландцы приняли усовершенствованную версию документа.

Аналогичные шаги были сделаны в США в 2006-2009 годах. Стратегии финансового образования разработаны и во многих других странах: например, в Японии, Великобритании, Индии и Чехии. Россия сейчас пытается наверстать упущенное. Правительство РФ в свое время запланировало ряд мероприятий на период 2017-2023 гг. Планируется учить школьников предмету «Бюджетная грамотность», но скорее всего этот курс останется факультативным.

В России очень незначительна доля частных инвестиций, по этому показателю наша страна находится в конце мирового рейтинга. Одна из причин такого отставания – непонимание людьми финансовых инструментов. Многие россияне не планируют финансовое будущее, не занимаются активным поиском вариантов повышения доходов.

Как учить детей управлять деньгами?

В этом вопросе нельзя полагаться на государство. Обучение старшеклассников – это конечно хорошо, но прививать азы финансовой грамотности нужно маленьким детям. Для этого не обязательно быть великим педагогом – достаточно иметь здравый смысл и уметь подавать информацию в игровой форме. Для детей детали и цифры – не главное, их скорее заинтересует суть вопроса, механизм движения денег. Основная задача родителей – популярно объяснить смысл и основы использования денег, попутно прививая семейные ценности.

Не нужно придумывать небылицы. Если ребенок интересуется взрослой темой, ответьте честно, не вдаваясь в детали. К примеру, он должен быть в курсе, что на работу люди ходят ради зарплаты, потом на полученные деньги покупают продукты, оплачивают счета, едут на отдых и т.д. Но не обязательно рассказывать, как тяжело достаются деньги. Вам, возможно, не повезло с начальством или местом работы, но у ребенка может все сложиться по-другому: труд помимо финансов будет приносить массу положительных эмоций. Не нужно заранее прививать ему установку, что работа – это неприятная повинность.

Следующий важный момент – ведение семейного бюджета. Ребенок, как часть семьи, может участвовать в принятии финансовых решений. В процессе составления списка покупок объясните ему, что существуют обязательные расходы и траты на «удовольствия». Причем важно распределять семейный бюджет так, чтобы прежде всего денег хватало на первоочередные потребности.

Составив список покупок, возьмите с собой в магазин ребенка. Следование составленному перечню трат поможет приучить его избегать спонтанных расходов. Если планируется потратиться на что-то дорогостоящее, объясните, как подготовиться к этому: собрать информацию о предложениях магазинов, сравнить варианты, почитать отзывы в интернете, проконсультироваться со знающими людьми.

Возможно, не все покупки окажутся удачными. Извлекайте из минусов плюсы: объясните ребенку, почему вы сохраняете чеки и гарантийные талоны, необходимые для возврата товара. Научите, как правильно обращаться с продавцом, чтобы товар забрали без лишней нервотрепки.

Подарите ребенку копилку. Так он быстрее убедится в целесообразности накоплений, увидит, как маленькая сумма превращается в значительную.

В школьном возрасте дети начинают принимать участие в экономических отношениях: распоряжаются карманными деньгами, некоторые – даже банковскими картами. На этом этапе уместно рассказать ребенку о работе банков, коснуться темы займов, поговорить о рациональном расходовании средств. Пусть пластиковая карта ребенка подконтрольна родителям, но для него это игра во взрослого. Пускай пробует: лучше ошибиться, неправильном потратив незначительную сумму, чем наломать дров во взрослой жизни, поставив под удар благосостояние всей семьи. Задача взрослого – помогать, корректировать финансовое поведение.


Часто родители мотивируют школьников деньгами, добиваясь от них хорошего поведения и положительных результатов в учебе. Такой подход ошибочен, поскольку имеет одно неприятное последствие – при отсутствии денежного поощрения ребенок может начать вредничать и перестать нормально учиться.

Не стоит ставить сферу финансов на первое место в воспитании ребенка. Когда в семье все разговоры о деньгах, престижных профессиях и богатстве, нематериальные ценности отходят на задний план. Такой перегиб приводит к искаженному восприятию реальности, неудачи на финансовом фронте во взрослой жизни могут стать причиной серьезных эмоциональных проблем.

Общаясь с подростком, можно затрагивать сложные темы. В старших классах молодые люди уже начинают знакомиться с инвестиционным рынком, к примеру, узнают о краудфандинге. В подобных темах важно сначала самому разобраться, а потом уже давать советы.

Желательно в финансовых вопросах самому быть положительным примером. Вряд ли ребенок воспримет информацию о рациональном расходовании средств от человека, привыкшего тратить деньги без всякой логики. Или станет обсуждать инвестиции с родителем, у которого все накопления «под матрасом».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *