28 декабря 2018     0
 

Как научить детей зарабатывать деньги и почему это важно — советы эксперта

Научив своего ребенка зарабатывать, сберегать и правильно тратить деньги, вы окажете ему очень большую услугу.

Как приучить ребенка самостоятельно зарабатывать деньги, правильно их тратить и сберегать, рассказывает автор книги «Лайфхаки по управлению личными финансами», консультант Надежда Котельникова.

Ребенок и деньги


В жизни самой Надежды Котельниковой определенный период был посвящен только детям. Практически все заработанные средства вкладывались в детей. Подобные периоды существуют у многих родителей. Здесь возникает логичный вопрос: сколько времени должен длиться такой период? И как построить воспитание детей, чтобы все вложенные в них усилия не оказались напрасными?

Выстроить правильные финансовые отношения с детьми совсем непросто. На взаимоотношения влияет возраст ребенка. Важен также ответ на вопрос, что имеет для вас больший приоритет: научить своего ребенка разумно тратить деньги, сберегать их, инвестировать или же зарабатывать? В любой ситуации в сфере финансовых отношений с детьми присутствует определенная двоякость. Ведь родителям необходимо научить ребенка ценить деньги, правильно ими распоряжаться, зарабатывать их. Но при этом сохраняется и задача материального обеспечения детей.

При обучении правильной трате и сбережению денег нужно рассказывать детям о том, как вести бюджет, планировать расходы, грамотно обращаться с банковскими картами. Следует объяснить вред потребительских кредитов и необходимость создания страхового денежного запаса. Важно также и научить детей зарабатыванию средств.

Во многих семьях малышей балуют и сами и родители, и бабушки с дедушками. Зачастую приобретение игрушек и новых вещей радует не столько ребенка, сколько самих взрослых. Ведь малыш еще не осознает ценности подарков. Для него куда важнее постоянное внимание родителей. Поэтому не стоит задаривать маленьких детей большим количеством игрушек, не нужно покупать ему дорогие вещи и непрерывно водить по развлекательным центрам. Лучше расходовать средств более экономно. Тогда не придется слишком много работать и вы получите возможность проводить с детьми больше времени дома. Причем это относится к обоим родителям.

С трехлетнего возраста дети начинают активно общаться со своими сверстниками. В это время у них появляется доступ к электронным гаджетам, телевидению и рекламе. Желательно ограничивать просмотр тех же телепередач, но полностью исключить их и не получится, и нет смысла. Именно в таком возрасте у ребенка начинает появляться желание иметь такие же игрушки, как у других детей. Подобные желания нередко превращаются в настойчивые требования. Начиная с этого возраста нужно постепенно начинать рассказывать ребенку о назначении денег и существовании у вещей стоимости.

Не стоит говорить детям, что у вас нет денег, что эта игрушка слишком дорогая и мы не может ее купить. Подобные объяснения способны сформировать у ребенка комплекс нищеты. Разумнее сформировать у ребенка в возрасте трех-четырех лет окружение, в котором родители будут соответствовать уровню ваших финансовых возможностей. Второй момент — посещайте с детьми лишь те магазины, где цены подходят для вашего кошелька. Лучше покупать ребенку недорогие игрушки, но регулярно, без нытья о постоянной нехватке денег и нравоучений о необходимости беречь вещи. Ведь малыши зачастую ломают игрушки в процессе исследования. Если хотите исключить подобные поломки, покупайте Лего.

Уже с пяти — шести лет можно приучать ребенка к зарабатыванию денег. Существует много разных способов. Например, он может мастерить что-то на продажу, а затем продавать свои поделки родственникам и даже родителям. Можно со своими друзьями организовать ярмарки, на которых ваши дети станут продавать вам рисунки, сделанные своими руками, игрушки или самостоятельно испеченные сладости. Ребенок растет, и у него остаются вещи. Научите его продавать эти вещи через интернет, с помощью сервисов типа Avito. Еще один вариант — платить детям за помощь в уборке или готовке.

Подобные советы могут вызвать возражения, поэтому стоит объяснить позицию подробнее. Часто можно прочесть рекомендации, что детям нужно давать небольшие карманные средства, обучая их сбережению и правильной трате денег. Эти навыки важны, но они являются второстепенными в управлении финансами. Важнее — уметь зарабатывать деньги. Если почитать истории миллионеров, то очень часто описывается ситуация, когда человек оказывался практически разорен, но затем вновь зарабатывал и поднимался вверх. А вот историй, как сегодняшний миллионер получил в молодости наследство и приумножил его за счет разумного управления, почти не встречается.

Еще менее вероятной выглядит ситуация, чтобы за счет экономии и сбережения смог разбогатеть человек с невысокой зарплатой. Причем здесь не стоит путать сбережения и инвестирование. За счет грамотных инвестиций разбогатеть как раз можно. Однако нужно очень хорошо разбираться в сфере финансовых инструментов.

Разумеется, вы можете давать своему ребенку средства, которые он будет вкладывать на депозит либо покупать акции. Однако фактически это будет именно ваш выбор. Ведь ввиду своего возраста ребенок еще не способен разбираться в фондовом рынке. Да и вообще, российский рынок отличается большой непредсказуемостью, так что мало подходит для разумных действий на нем несовершеннолетних детей. Поэтому для нас мало подходят зарубежные примеры, как дети с помощью родителей покупают акции и успешно зарабатывают таким образом.

Возвращаемся к карманным деньгам. Постоянные выдачи таких денег сформируют у ребенка убеждение, что деньги получаются сами собой (а не зарабатываются). Ведь между этими двумя понятиями (зарабатывание и получение денег) на самом деле лежит очень большая пропасть. Тут уместен старый анекдот о барине и двух наемных работниках.

Один работник зашел к барину и говорит:
— Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?
Барин смотрит в окно и говорит:
— Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.
Вышел работник. Зашел снова и говорит:
— Правда, барин. Вроде сено.
— А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?
— Не знаю.
— Сходи и узнай.
Пошел работник. Снова входит.
— Барин! Точно, с Семеновских.
— А не знаешь, сено первого или второго укоса?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай!
Вышел работник. Возвращается снова.
— Барин! Первого укоса!
— А не знаешь, по чем?
— Не знаю.
— Так сходи, узнай.
Сходил. Вернулся и говорит:
— Барин! По пять рублей.
— А дешевле не отдают?
— Не знаю.
В этот момент входит Иван и говорит:
— Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.
Барин обращается к первому работнику и говорит:
— Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?

Поэтому давать карманные деньги ребенку просто так — это вредно. Не намного лучше и «премирование» за учебу или хорошее поведение. Сначала объясним про поведение.

Каждый человек должен соблюдать определенные нормы поведения. Но не стоит платить ребенку за то, чтобы он вел себя так, как этого хотите вы. Впоследствии это способно привести к возникновению привычки угождать своему начальнику, партнеру в семье и даже друзьям. Выросший ребенок будет пытаться соответствовать чужим ожиданиям, надеясь получить за это что-то взамен. Такое поведение может полностью вытеснить стремление к собственному развитию и достижению целей.

Не нужно платить и за хорошую успеваемость в школе. Следует еще в первом классе объяснить ребенку важность учебы для него лично. Он должен понимать, что хорошее образование даст ему возможность приобретения навыков и умений, необходимых в будущем для успешного развития и высоких заработков. Важно отслеживать наличие у детей интереса к занятиям. Нужно с детства развивать ребенка и правильно подбирать школу с дополнительными кружками, с учетом его природных наклонностей.

Подросткам иногда совсем неинтересно в школе. В такой ситуации не стоит заставлять его насильно посещать все предметы, выполняя все задания подряд. Это в большей степени относится к средней школе. К сожалению, школьная программа не отличается совершенством. Она предусматривает накачивание детей большим объемом знаний, многие из которых никогда не пригодятся в последующей жизни. Поэтому не стоит заставлять ребенка учить все подряд, если у нет к этому склонностей. Лучше заполнить его жизнь интересными именно для него кружками или секциями. При этом платить за творчество или спортивные достижения тоже не следует. Пусть ребенок научится чему-то интересному для себя лично.

Основная задача родителей состоит в правильной подготовке детей к взрослой жизни. Хорошо же зарабатывать удается тому, кто научился продавать свои собственные навыки и умения. Многие студенты стараются учиться на хорошие отметки исключительно в угоду родителям. Отучившись сначала на бакалавриате, а затем и на магистра, они затем нередко не могут найти хорошо оплачиваемой работы. Ведь за умение учиться сегодня вам не заплатят даже в университете и науке.

Поэтому детей нужно с раннего возраста приучать зарабатывать деньги. Пусть они уже в пять-шесть лет что-то мастерят и продают. Покупайте у них действительно хорошие поделки, с детства приучая делать все качественно. Оплачивайте им уборку в доме. В таком случае вы выступаете для детей покупателем производимых ими товаров или услуг. В результате ребенок учится самостоятельно производить востребованные продукты (поделки) либо услуги (уборка). Причем оплачивать следует только хорошо выполненную работу.


Многие могут возразить, что уборка по дому является помощью, а детей нужно учить помогать родителям. Это действительно тоже важно. А значит, нужно разделять разные события. К примеру, помыть посуду или помочь донести из магазина сумки — это помощь. Но мытье окон или сантехники — оплачиваемая работа. Да, разделять подобные вещи — весьма непросто. Однако до 14 лет детям официально работать запрещено. А учить их умению зарабатывать деньги необходимо. Поэтому продажа его услуг своим же родителям — очень хороший шанс сделать это.

После 14 лет вы можете позволить ребенку расклеивать объявления, убирать в подъезде или у вас в офисе. Не стоит бояться, что подросток станет заниматься непрестижным трудом. Совсем наоборот, поняв, что деньги достаются непросто, он больше внимания буде уделять своей учебе, чтобы в будущем получить возможность хорошо зарабатывать.

Стимулируйте у ребенка оказание услуг за деньги. К примеру, он может дать списать задание или помочь его выполнить однокласснику за шоколадку (или просто за деньги). И не стоит переводить этот вопрос к «взаимовыручке». Если человек привыкнет бескорыстно выполнять за других задания, он потом также будет работать за своих коллег и на работе.

А вот если не сможете научить своего ребенка зарабатывать, то никто не даст гарантии, что он сможет сам в будущем научиться продавать на рынке труда имеющиеся у него навыки и умения.

Дарить же детям деньги вообще не следует, хотя бы лет до 18. Даря деньги, вы фактически просто откупаетесь от детей. Значит, вы не смогли выбрать хороший и нужный ребенку подарок. Лучше выбирайте подарок вместе с детьми. Если же ребенок хочет слишком дорогой для вас подарок, нужно просто объяснить, что на эту вещь необходимо заработать.

Приучая детей к зарабатыванию денег, следует проявлять осторожность, чтобы не перегнуть палку. Не стоит переводить их на самостоятельный баланс сразу после 18 лет. Если дети учатся, поддерживайте их. Но — именно поддерживайте, а не содержите полностью, пока они не окончат ВУЗ.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *