Как ошибки в воспитании детей приводят их к нищете
В Древнем Риме унаследовать от родителей пышную кудрявую шевелюру было опасно, поскольку таких мальчиков отдавали в знатные дома, чтобы богачи вытирали руки об их волосы после трапезы. В Средние века широкое распространение получили телесные наказания, даже король Франции Людовик XIII, взошедший на престол в 8 лет, жутко боялся утренней порки. В XIX веке вошло в моду запугивание детей страшными сказочными персонажами.
Ситуация изменилась в ХХ веке: начали бурно развиваться науки, в том числе педагогика. Родители стали прилагать больше усилий в воспитании детей, но не всегда от этого была польза. Ведь на этом пути легко сбиться на сверхопеку и помешать выработке полезных навыков, которые нужны в повседневной жизни и для успеха на финансовом фронте.
Базовые психологические программы закладываются в дошкольном возрасте. До 7 лет формируются такие качества как трудолюбие, инициативность и смелость. Ребенок жадно впитывает информацию из своего окружения, причем все без разбора, поскольку критическое мышление находится в зачаточном состоянии. При этом важно, чтобы весь этот поток информации не стал причиной формирования стержня неудачника.
Влияние мультфильмов
Дети с удовольствием часами просиживают за телевизором. Однако коммерческой мультипликации не интересно заниматься правильным воспитанием, ее основная забота — получение прибыли. Главное – привлечь максимальное внимание и сделать рекламу мультипликационным брендам.
А подрастающее поколение неосознанно берет пример с героев мультфильмов. Взять, например, мультсериал «Маша и медведь». Для детей в нем попросту не с кого брать пример, кроме главной героини, которая отнюдь не блещет положительными качествами. Она ленива, эгоистична, распущенна и жестока, не делает ничего полезного, живет за счет доброго медведя. После просмотра этого «шедевра» у детей формируется поведение эгоистичного капризного потребителя.
В мультипликации доминируют отрицательные образы богатых людей. В результате, когда ребенок взрослеет, он подсознательно огораживает себя от путей, ведущих к благосостоянию. Например, избегает выгодных сделок из-за непонятных, на первый взгляд, страхов.
Влияние родителей
Родители часто окружают ребенка излишней заботой и потакают капризам, и мир ему кажется понятным и предсказуемым. Достаточно попросить, в крайнем случае немного покапризничать, и желание будет исполнено. Только во взрослых взаимоотношениях все по-другому: чтобы быть успешным, нужно много работать и уметь договариваться.
Излишняя родительская опека и частое зависание в онлайне препятствуют развитию эмоционального интеллекта, который необходим для карьерного роста. По данным исследования американской компании Talentsmart, развитым эмоциональным интеллектом могут похвастаться 90% топ-менеджеров. Среди рядовых сотрудников таковых намного меньше – всего 20%.
Выбор будущей профессии – важный шаг для абитуриента. Лишние проблемы при этом доставляют желания родителей, которые хотят, чтобы ребенок пошел по их стопам или воплотил в жизнь их несбывшиеся мечты. Например, талантливого художника отправляют учиться на юриста. Ребенок может покориться воле родителей или поступить назло, но неправильный выбор в любом случае снижает шансы на успех.
Часто родители прибегают к прямому внушению, повторяя одно и то же. Грамотные люди при этом используют положительные слова, а безграмотные засоряют подсознание ребенка обидными ярлыками вроде «плаксы», «бездарности», «труса». Негатив впитывается подсознанием и со временем реализуется во взрослой жизни.
Влияние детсада и школы
Детям свойственно проявлять любознательность. Однако воспитатели порой отбивают у них интерес к окружающему миру. Для многих педагогов главное, чтобы дети тихо сидели и слушались, вот они и подавляют их инициативность и самостоятельность. В результате став взрослым, ребенок боится брать ответственность, начинать новые проекты, заводить знакомства с людьми. Да и в личной жизни безынициативность может все испортить.
Учеба в старших классах тоже не сахар. Взять, например, государственную итоговую аттестацию: школьники вынуждены часами просиживать, зазубривая материал, у них не остается времени на анализ и усвоение предложенной информации. У учащихся формируется «клиповое мышление»: они вроде бы эрудированны, но не могут объединить пазлы знаний в единое целое. Пока отличники забивают себе голову порой ненужной информацией, троечники больше времени проводят в общении, что помогает им в будущем. На высоких должностях важно уметь договариваться, мотивировать, завязывать отношения и пользоваться своими связями, что неважно получается у отличников.
О школьной программе по литературе часто приходится слышать вполне обоснованные замечания. Выбор книг для изучения сомнителен: большинство школьников засыпают от скуки за чтением. Неинтересная литература отбивает охоту к печатному слову. Между тем именно в буквенном виде к человеку приходит основной объем полезной информации.
Влияние финансовой мотивации
У многих родителей возникает соблазн мотивировать ребенка к учебе с помощью подарков или карманных денег. К чему это приводит, показали психологи Марк Леппер и Дэвид Грин в 1978 году в ходе эксперимента с рисованием. Они сформировали 3 одинаковых группы детей и раздали фломастеры. Участникам первой группы изначально объяснили, что они рисуют за вознаграждение. Дети из второй группы получили награды в качестве приятного сюрприза после окончания занятия. А третью группу вовсе оставили без вознаграждения.
Через пару недель детям выдали фломастеры, не упоминая о поощрении. Во второй и третьей группах занятие было воспринято с энтузиазмом, а первая группа отнеслась к творчеству прохладно, поскольку дети стали воспринимать рисование как работу, без оплаты они не увидели в рисовании смысла. Вывод из эксперимента следующий: нельзя убивать интерес к учебе, постоянно подстегивая его материальными благами.
Легендарный миллиардер Джон Рокфеллер тоже воспитывал своих детей с помощью денежного поощрения. Однако судьбы дочерей Бесси и Эдит сложились трагично. Бесси стала завсегдатайкой психиатрической лечебницы, ее преследовали навязчивые страхи, что семья разорена. У Эдит тоже были проблемы с психикой, но с ее нервным расстройством врачам удалось справиться. Однако женщина так и не научилась распоряжаться деньгами, всю жизнь ее преследовали долги.
Гуру педагогики рекомендуют не пренебрегать информационной диетой, развивать у ребенка трудолюбие, поддерживать и общаться с ним на равных. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс полагает, что детей надо загружать по максимуму, и пока не исполнится 13 лет не давать зависать им на новомодных гаджетах и телефонах. Лучше пусть читают книги.