7 октября 2019     0
 

Как списать долги по закону: эксперт отвечает на основные вопросы о банкротстве

Начиная с 2015 г. процедура банкротства стала доступной не только для юридических, но и для физических лиц. То есть помимо организаций и предпринимателей ее получили возможность инициировать и обычные граждане. Количество россиян, обращающихся в суд с заявлениями о списании своих долгов, увеличивается каждый год. В 2018 году был установлен рекордный пока показатель.

Реализация имущества банкротов


При этом относительно банкротства у граждан возникает множество вопросов — какие долги будут списаны, не потеряют ли заявители в результате вообще все свое имущество и т.д. На наиболее часто задаваемые читателями вопросы отвечает специализирующийся на конкурсном праве юрист, арбитражный управляющий Юрий Шаров.

У кого есть возможность подачи заявления?

Право подачи заявления о несостоятельности есть у любого гражданина или индивидуального предпринимателя, если общий объем накопившихся задолженностей превысил 500 тыс. руб. В эту сумму могут входить долги перед банками и МФО, административные штрафы, просроченные платежи по ЖКХ, займы у физических лиц и пр. Длительность просрочки по платежам должна превысить 90 дней.

При какой сумме задолженности можно инициировать банкротство?

Право на подачу заявления есть не только у должника, но и у его кредиторов (включая банки, МФО, налоговую и пр.). При этом размер задолженности должен быть не менее 500 тыс. руб. По информации, представленной Судебным департаментом при Верховном суде РФ, в подавляющем большинстве случаев в роли инициаторов процедуры банкротства выступают сами граждане. Так, в 2018 г. лишь 12% дел инициировалось кредиторами (в 2017 г. — 16%). В 86% случаев в 2018 г. заявителями выступали должники (в 2017 г. — в 82%). Еще 1% заявлений о банкротстве в 2018 г. был подан органами ФНС (в 2017 г. — 2%). Так что вероятность инициации процедуры банкротства со стороны кредитора существует.

Какие требуется предоставлять документы?

Чтобы подать заявление в суд, понадобится предоставить довольно много документов.

  • Во-первых, потребуются личные документы гражданина, включая копию паспорта, СНИЛС, свидетельства об ИНН.
  • Во-вторых — все кредитные и имущественные документы: договоры, справки о величине задолженности, о наличии или отсутствии имущества и пр.

По каждой конкретной ситуации точный ответ даст только специалист, и лишь после полноценного анализа всех обстоятельств. Определенные документы может дополнительно запросить и суд. Их можно будет поднести уже после подачи заявления.

Какой размер госпошлины нужно уплатить?

Сама государственная пошлина относительно невелика и составляет 300 руб. Однако заявителю потребуется внести на депозит арбитражного суда еще и гонорар для арбитражного управляющего. А это еще 25 тыс. руб. Оплатить госпошлину необходимо непременно еще до подачи заявления. Внести средства на депозит можно и позднее, но — не позже заседания суда, в котором будет рассматриваться заявление.

Сколько времени обычно занимает рассмотрение документов?

Длительность процедуры рассмотрения заявления весьма существенно зависит от наличия разных обстоятельств и может занять как несколько месяцев, так и больше года. Здесь заранее предсказать достаточно сложно. Однако если вам обещают списать долг за пару месяцев, не стоит верить. Минимальный срок рассмотрения дела — от 5 месяцев после подачи заявления.

Как происходит процесс рассмотрения заявления?

Существует две основные процедуры, которые может ввести арбитражный суд.

  1. Первая — это реструктуризация долга. Она представляет собой реабилитационную процедуру. На нее приходится 8% рассматриваемых случаев. Суд прибегает к реструктуризации долга, если полагает, что возможно восстановление платежеспособности.
  2. Значительно чаще вводится реализация имущества — в 92% случаев. Именно эту процедуру и называют списанием долга. К примеру, человеку нужно платить ежемесячно больше 20 тыс. руб., имущества у него нет, а пенсия составляет лишь 15 тысяч. В такой ситуации суд скорее всего введет именно процедуру реализации имущества.

Что будет с заложенным автомобилем?

При наличии заложенного имущества (автомобиля или квартиры) списать долги в судебном порядке можно. Однако следует быть готовым к потере заложенного имущества, поскольку оно будет реализовано в ходе процедуры банкротства.

Отберут ли единственное жилье?

Этот вопрос — наиболее актуальный. Согласно ст. 446 ГПК РФ реализация единственного жилья гражданина запрещается. Однако это правило не распространяется на ипотечное жилье. Залоговую квартиру реализуют в ходе процедуры банкротства.


Во сколько обойдется вся процедура?

Разброс цен довольно велик. Даже в Архангельской области наблюдаются совершенно разные ценники. Одни предлагают провести банкротство «под ключ» за 80 тыс. руб, другие запрашивают до 200 тысяч. Адекватно объяснить существование подобного разброса довольно сложно. На взгляд Юрия Шарова, рыночная стоимость процедуры банкротства физлиц не должна превышать 100 тыс. руб.

Какие существуют ограничения?

В результате банкротства на гражданина налагаются три вида ограничений.

  • Во-первых, ему запрещается в течение 5 лет проводить повторное банкротство.
  • Во-вторых, в течение 3 лет он не имеет права занимать руководящие должности.
  • И последнее — в течение 5 лет он обязан сообщать кредитным организациям о статусе банкрота.

Как выбирать юристов?

Основной критерий — наличие у юристов опыта и положительных отзывов клиентов. Многие юристы и компании имеют свои сайты либо сообщества в соцсетях. Чтобы не связаться с непрофессиональными юристами, следует достаточно активно искать информацию. Стоит также обратиться в несколько разных компаний и сравнить их по соотношению качества и стоимости услуг.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *