Мошенничество с банковскими картами: пять самых популярных способов
За последнее десятилетие видов мошенничества с банковскими картами появилось великое множество. Злоумышленники стали использовать настолько изощренные методы обмана, что появился даже специальный термин «carding», обозначающий, в общем, все способы мошенничества с платежными карточками при которых средства со счета потерпевшего улетучиваются без его ведома.
Технологии обмана непрерывно совершенствуются, преступники выдумывают все новые и новые способы кражи данных доступа к платежным картам. Чтобы не стать жертвой и в одночасье не лишиться всех денег, лучше ознакомиться с наиболее популярными способами мошенничества заранее и быть готовым к возможным ловушкам.
Способ первый – «Скимминг»
Под этим заморским названием скрывается незаконное изготовления карты-«клона». Для этого применяется специальное устройство (скиммер) – это небольшая накладка, которую инсталлируют в банкомат, либо в платежные терминалы (POS-терминалы), либо непосредственно в импринтер (в аппарат, с помощью которого «прокатывают» карты при оплате покупок или счета в ресторане). Скиммер собирает информацию, закодированную на магнитной ленте карты, а уже после мошенники незаметно снимают скиммер и в спокойных условиях воспроизводят все данные на карту-«клон». Пин-код в таких случаях узнают с помощью установки миниатюрной скрытой камеры на корпусе банкомата или используют специальную накладку на клавиатуру, которая запоминает набранные цифровые комбинации во внутренней памяти. Для получения пин-кода достаточно снять информацию с камеры или считать данные с накладки и соотнести все операции по времени.
Способ второй – «Фишинг»
Дословно «рыбалка». Различные способы мошенничества, вынуждающие владельца карты добровольно предоставить данные. Это может быть безобидное электронное письмо, содержащее вирусный код, а может быть вполне технологичная, но фальшивая страница банка, на которой предлагают ввести данные. Популярно в целях «фишинга» использовать различные интернет-магазины: под предлогом того, что оплата не прошла, лже-продавцы просят еще раз повторить ввод номера карты, продиктовать ключ (код) и CVV для подтверждения платежной операции.
Способ третий – «Вишинг»
Родственник «фишинга», только тут на первый план выходит личное общение мошенника и жертвы. Злоумышленники звонят потенциальным жертвам от имени банка и сообщают им о том, что с их счета незаконно были сняты средства. Лже-банкиры просят перезвонить в службу безопасности финансовой организации и назвать данные карты сотруднику, который урегулирует ситуацию и вернет деньги. Часто при «вишинге» используют автоинформатор. Приятный женский голос в автоматическом режиме сообщает жертвам о том, что был зафиксирован факт кражи средств со счета и предлагает уточнить данные о карте после звукового сигнала. Данные предполагается вводить с клавиатуры телефона, а пин-код и кодовое слово надиктовать в голосовом режиме.
Способ четвертый – «Ливанская петля»
Простой, но эффективный способ завладеть средствами жертвы. Преступники незаметно блокируют карман выдачи наличных в банкомате. Жертва вставляет карту в банкомат, набирает пин, заказывает некую сумму для снятия и ожидает появления купюр, но ничего не происходит! На чеке операции четко прописано, что деньги выданы, но жертва их так и не получила. В темноте очень трудно разглядеть липкую ленту или другие материалы, с помощью которых блокируется карман для выдачи наличных. Пока клиент в недоумении отходит в сторону и думает о том, как же следует поступить в такой ситуации, следующий в очереди (это и есть мошенник) снимает блокировку и забирает деньги.
Способ пятый – Банкоматы-«фальшивки»
Преступники часто мыслят широко и масштабно – они сами делают фальшивые банкоматы или значительно дорабатывают модели старого образца. Такие «фальшивки» размещают в местах большого скопления людей. Работает обман просто – жертва вставляет карту, вводит код, а в ответ банкомат сообщает о технической неисправности оборудования (или о том, что наличные в банкомате закончились). Жертва спокойно забирает свою карту обратно, но вот все данные с неё уже скопированы, а пин-код записан в недрах фальшивого терминала.
Девять советов владельцам карт
1. Пользуйтесь только банкоматами своего банка и только в крупных торговых точках. Остерегайтесь терминалов в мелких магазинчиках и аптеках, а если нет альтернативы – то внимательно осмотрите терминал на предмет изменений в конструкции или наличия посторонних предметов на корпусе.
2. Запишите номер call-центра вашего банка в телефон. Если карту похитят или вы ее потеряете, то важно как можно скорее заблокировать ее. Никогда и никому не сообщайте свой пин-код, даже если вы разговариваете с представителем службы безопасности банка. Эти 4 цифры только для вашей памяти. Можно создать контакт в телефоне с неким одному вам известным именем и туда вписать пин-код, если запомнить его ну никак не получается.
3. Подключите оповещение об операциях по карте через SMS. Услуга недорогая, но очень полезная. Это прямой контроль над средствами.
4. Не посещайте сомнительные сайты (если в строке браузера адрес страницы начинается с https://, то это значит, что передаваемые данные будут защищены).
5. Никогда и никому не сообщайте трехзначный код, указанный на обороте карты.
6. Не публикуйте данные карты даже в личной переписке, бережно относитесь к логину и паролю от личного кабинета интернет-банкинга (а лучше держите его в секрете и не используйте функции автозаполнения в браузере).
7. Если ваша карта с магнитной полосой, то лучше её перевыпустить и пользоваться картой с чипом. Это защитит вас от «скиммеров».
8. Выясните, подключен ли ваш банк к системе безлопастных платежей 3D-Secure (при проведении операций высылается одноразовый пароль).
9. Если на карте много денег, то непременно установите лимиты снятия. В случае необходимости вы их легко измените, а вот мошенникам поживиться будет нечем.
Соблюдение этих несложных рекомендаций значительно обезопасит ваши средства.