14 марта 2019     0
 

Образование – лучшая инвестиция: результаты исследований Всемирного банка и Стокгольмской школы экономики

Учеба – занятие не только полезное для общего развития, но и выгодное. Причем это относится к людям среднего возраста точно так же, как и к молодежи. Судя по результатам исследования Стокгольмской школой экономики, доходы после получения новых знаний ощутимо увеличиваются.

Мозг


Обучение приносит доход

Первые научные труды, посвященные зависимости благосостояния людей от образования, были опубликованы в 1950-х годах. В наше время накопленный опыт обобщили специалисты Всемирного банка. Общий вывод по 139 странам следующий: возврат денег, вложенных в каждый год обучения, составляет в среднем 9%. Средства, вложенные в обучение женщин, окупаются быстрее, мужчины в этом плане отстают. Наиболее эффективны образовательные инвестиции в развивающихся странах, особенно в Латинской Америке.

Лучше учиться, чем вкладывать в акции

Приведем одно не совсем корректное, но убедительное сравнение. Если человек вложит в образование $1000, эффект от этого можно выразить в 8,8% годовых. Хваленый американский фондовый рынок не может стабильно давать такую доходность: за последние 50 лет она составляет в среднем 5,6% годовых.

И главное – больше 50 лет возврат образовательных инвестиций находится примерно на одном уровне. Это означает устойчивость по отношению к глобальным экономическим кризисам. В будущем опасаться каких-либо серьезных изменений в этой сфере не стоит: инвестиции в образование будут, как и прежде, выгоднее покупки ценных бумаг, не говоря уже о простом хранении средств в любой валюте.

В исследовании Всемирного банка есть пример Аргентины. В течение последних 30 лет экономике этой страны была свойственна высокая волатильность, но образовательные инвестиции всегда давали доход на уровне 5-10%.

С хорошим образованием проще найти работу

Это правило работает почти во всех странах. Исследователи провели анализ рынка труда, точнее подсчитали количество безработных в возрасте от 25 до 64 лет и изучили их распределение по уровню образования. Из всех неработающих выделили людей с магистерской и докторской степенями. Получились следующие данные:

  • По Германии: в среднем не работают 19% граждан, с магистерской степенью – 12%, с докторской – 7%.
  • По Франции: 27, 12 и 10%.
  • По США: 26, 15 и 10% соответственно.

Такая тенденция вполне закономерна. Хорошо образованных людей мало, поэтому конкуренция между ними не такая острая. И массовые увольнения им тоже не грозят.

Переобучение – тренд нашего времени

Некоторые люди в молодости не знают, на какую специальность им лучше выучиться. Потом они получают диплом, начинают работать и оказывается, что ошиблись с выбором профессии. Хочется заняться чем-то новым, но для этого нужны соответствующие знания.

Еще один фактор в пользу переобучения – быстрое развитие технологий. Некоторые профессии начинают потихоньку отмирать, параллельно увеличивается продолжительность жизни, и людям в возрасте приходится переучиваться. Все эти тенденции подтверждает статистика. Доля европейцев, получающих образование в возрасте 25-64 лет, наиболее высока в благополучных странах, где большой процент людей доживает до глубокой старости – в Финляндии, Дании и Швеции. Наиболее впечатляющий показатель в Швеции – 66%, причем доля граждан, совмещающих работу с учебой, – 71%.


Учеба – хороший способ завести новые полезные знакомства

Бывает, школьная или студенческая дружба длится много лет после окончания учебы. Нечто подобное происходит, когда новые знания получают уже полностью сформировавшиеся личности. Конечно, они уже не могут беззаботно проводить вместе много времени, но зато в зрелом возрасте люди сознательнее выбирают направление обучения, у многих совпадает круг интересов. Программы MBA оплачивают уже опытные менеджеры и предприниматели. Неформальное общение между ними бывает очень полезно для развития бизнеса.

Зачем шведам второе образование?

В 2011 году шведы провели опрос среди студентов старше 24 лет, получающих формальное образование. Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить: зачем они учатся. Результаты распределились следующим образом:

  1. Устранить пробелы в общем образовании.
  2. Получить знания в новой сфере деятельности.
  3. Трудоустроиться
  4. Получить диплом.
  5. Стать конкурентнее на рынке труда.

Аналогичный опрос среди граждан, получающих неформальное образование, показал почти такой же результат, только первые два места поменялись местами. То есть у большинства людей главная цель – новые знания, а доходы потом растут сами, поскольку руководители компаний понимают, что для толковых специалистов не стоит жалеть денег.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *