Почему народные ОФЗ перестали пользоваться спросом
Первый выпуск государственных облигаций для населения в 2017 году вызвал большой резонанс. Однако затем интерес к новым бумагам угас и сегодня является минимальным. Можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
Дмитрием Медведевым перед Минфином была поставлена задача привлечения суммы 100 млрд руб. за счет продажи бумаг ОФЗ-н до конца года. Речь идет о третьем выпуске «народных облигаций». При этом за пять месяцев размещения не раскуплены облигации второго выпуска, совокупный объем которых составляет 15 млрд руб.
Посредством нового инструмента власти намеревались повысить финансовую грамотность россиян и стимулировать среднесрочные сбережения. Новые облигации были призваны занять место между обычными ОФЗ и банковскими вкладами. Назывались и другие цели, включая развитие внутреннего финансового рынка, а также укрепление доверия к государственной политике. На деле вышло скорее наоборот.
Подводные камни
Первые ОФЗ-н действительно раскупались очень хорошо. Однако уже тогда было понятно, что этот успех объясняется в первую очередь мощной кампанией их популяризации, а не привлекательностью самих бумаг. Нередко новые облигации покупали люди, не имевшие большого опыта работы на финансовых рынках.
А вот для опытных инвесторов «народные облигации» вряд ли представляли интерес. В апреле 2017 года можно было приобрести ОФЗ-н с уровнем доходности к погашению 9% годовых (это не считая комиссию банков-агентов). Такая доходность обеспечивалась при условии погашения бумаг через 3 года.
Однако на покупке тогда же обычных трехлетних ОФЗ к настоящему моменту можно было заработать больше 12%. На десятилетних — больше 14%, а пятнадцатилетних — больше 16%.
Сыграли отрицательную роль и весьма высокие банковские комиссии. Так, при покупке ОФЗ-н на сумму до 50 тыс. руб. удерживается 1,5%, до 300 тыс. руб. — 1%, больше 300 тысяч — 0,5%. Такую же комиссию придется заплатить и при продаже своего пакета ранее срока погашения. Если же продавать бумаги ранее года после приобретения, то будут потеряны и набежавшие купонные выплаты. Причем подобных ограничений не существует для доступных на бирже обычных ОФЗ.
Новые бумаги проигрывают не только обычным гособлигациям, но и банковским вкладам при сроках инвестирования меньше трех лет. Если бы ОФЗ-н представляли реальную конкуренцию депозитам, банкам мог бы грозить заметный отток средств, чего не наблюдается. Возможно, создатели инструмента просто не хотели получить подобный побочный эффект.
Можно ли поднять рейтинг ОФЗ-н
В правительстве сегодня обсуждают меры, призванные стимулировать спрос на «народные облигации». Вряд ли смогут что-то кардинально изменить устранение ограничений на объем размещения или создание вторичного рынка. Важнее всего — отдача от инвестиций в новые бумаги.
Привлекательность ОФЗ-н можно повысить путем выплаты премий к доходности обычных гособлигаций. Однако это может вызвать переманивание вкладчиков банков.
При сохранении невысокой доходности ОФЗ-н их будут покупать лишь недостаточно информированные о более выгодных инструментах граждане. Поэтому то самое «повышение финграмотности» будет происходить путем обучения на собственных ошибках.
Наиболее вероятен нейтральный сценарий. Выпуски народных облигаций по-прежнему останутся малопривлекательным финансовым инструментом. При этом весьма проблематичным будет привлечение желаемых 100 млрд рублей от населения.