15 ноября 2016     Комментарии к записи Почему российские банки сокращают отделения? отключены
 

Почему российские банки сокращают отделения?

Центробанк опубликовал обзор о доступности финансовых учреждений за 2015 год. Согласно документу, в небольших городах, поселках и селах возник дефицит банковских отделений. Граждане вынуждены все чаще пользоваться услугами банков с помощью интернета. Мобильный и интернет-банкинг сейчас доступен 35% взрослых жителей городов с населением меньше 50 тыс. человек и поселков, а также 40% сельских жителей.

Закрыто


Исходя из оценки численности населения небольших городов и сел, эксперты сделали вывод, что с проблемами шаговой доступности банковских отделений сталкивается 40% населения России. Поэтому люди в небольших населенных пунктах более охотно переходят к дистанционному обслуживанию. В городах средней величины, в которых проживает 50-100 тыс. человек, обычно имеется несколько банковских отделений, и жителям проще обратиться в одно из них, чем вникать в особенности удаленного доступа. К дистанционному банкингу в таких городах подключилось всего 25% взрослого населения. Города-милионники по этому показателю выглядят предпочтительнее (33%), особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга (38,5%).

Физическое присутствие финансовых учреждений в небольших населенных пунктах обычно нерентабельно. Иногда в маленькие города и села наведываются «банки на колесах», и представители кредитных или страховых организаций пытаются расширить свою клиентскую базу за счет местных жителей. Однако за таким способом предоставления услуг нет будущего, в перспективе править бал будет мобильный и интернет-банкинг.

Согласно обзору Центробанка, в 2015 году в стране закрылось 10% банковских отделений, страховщики и микрофинансовые организации потеряли 16 и 12% своих филиалов соответственно. Количество банкоматов уменьшилось на 7%, платежных терминалов – на 10%. Банковская инфраструктура по территории России размещена очень неравномерно: 14% подразделений банков и 18% банкоматов приходятся на Москву и Санкт-Петербург, что отчасти оправдано высокой численностью населения этих мегаполисов. С наступлением кризиса в экономике общее количество банковских отделений стало неуклонно уменьшаться: 2014 год – 42 тысячи, 2015 год – 37,7 тысяч, октябрь 2016 года – 34,8 тысячи.

По словам главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, в последние годы банковские филиалы сокращают не только в России, это общемировой тренд. Через несколько лет в нашей стране их станет в 2 раза меньше. Финансовые учреждения продолжат работу над улучшением доступности онлайн-услуг, клиенты будут гораздо реже посещать офисы. Вместе с оптимизацией инфраструктуры произойдет сокращение клерков, которые выполняют простые операции, например сотрудников call-центров. Банки на этом смогут хорошо сэкономить, поскольку в операционных расходах недвижимость занимает 20–30%, а сотрудники – целых 50%.

Филиалы на местах также сокращаются по причине того, что несколько лет назад в России наблюдалось бурное развитие банковского бизнеса, но в изменившейся ситуации чересчур разросшаяся инфраструктура перестала окупать себя. В основном с такой проблемой столкнулись банки средней величины.

И последний фактор, способствующий закрытию отделений, — это политика Центробанка, направленная на массовый отзыв лицензий. Летом 2013 года у руля ЦБ встала Эльвира Набиуллина, и с тех пор идет чистка банковского сектора, которая уже привела к закрытию почти 300 банков.