24 апреля 2015     0
 

Надежный банк – значит государственный

Граждане России доверяют только семи отечественным банкам, считая их надежными. Среди этих финансовых учреждений шесть – с государственным участием. Таковы данные опроса, проведенного специалистами компании Superjob. Таким образом, только каждый сотый банк РФ может похвастаться доверием населения страны.

Сбербанк


В ходе исследования было опрошено 1600 респондентов из 267 населенных пунктов. Каждый опрашиваемый должен был назвать три наиболее надежных на его взгляд кредитных организации. По результатам опроса можно выделить семь банков, которые собрали львиную долю голосов. Из них шесть государственных и только один является частным, Альфа-Банк. Отметим, что всего на начало марта 2015 года в РФ официально зарегистрировано 773 банка. Таким образом, в число явных лидеров по надежности вошло менее одного процента всех финансовых учреждений.

Среди первой семерки предпочтения распределились следующим образом:

  1. Несомненным лидером с большим отрывом стал Сбербанк с 84% голосов.
  2. На втором месте ВТБ – 42%,
  3. затем ВТБ 24 – 30%,
  4. Газпромбанк получил 27% голосов,
  5. Альфа-Банк – 17%,
  6. Россельхозбанк – 16%.
  7. Замыкает семерку Банк Москвы с 6% «лайков».

На долю остальных крупных коммерческих банков пришлось от 1 до 5%. Год назад также лидировал Сбербанк (74%), вторым был ВТБ 24 (52%), третьим – Газпромбанк (28%), затем Альфа-Банк с 17%. Пятым был Райффайзенбанк с 12%, шестым Россельхозбанк с 9%, а замыкал рейтинг Банк Москвы с 5% голосов.

В Альфа-Банке отмечают, что клиенты понимают и характеризуют параметр надежности банка по-разному. Среди основных критериев называются сроки существования финансовой организации, наличие государственной поддержки, широкой сети отделений и банкоматов. Другие факторы – наличие иностранной материнской компании, универсальность, размеры активов и популярность, включая позиции в рейтингах и наличие среди своих знакомых клиентов банка.

В Сбербанке заслуженно гордятся тем, что их организация является крупнейшим банком страны. Среди клиентов Сбербанка – миллионы людей, которые доверяют компании свои сбережения уже свыше 170 лет.

Сотрудники ВТБ 24 отмечают наличие у своего банка государственной поддержки, разнообразие продуктовой линейки, широкую сеть отделений, динамичность, высокий уровень сервиса, активную рекламную и медиа поддержку. На имидж ВТБ 24 положительным образом играет хорошая известность и долгое присутствие на рынке.

По словам аналитика рейтингового агентства RusRating Евгения Славнова, наибольшее число голосов набрали банки, которые связаны с государством и при этом являются крупнейшими. Особо стоит отметить частный Альфа-Банк, который занял пятое место, опередив Россельхозбанк. Таким образом, размер банка имеет в данном случае весьма важное значение. Славнов также отметил, что сопоставимые размеры имеет банк «ФК Открытие», набравший всего 1%. Это связано скорее всего с низкой узнаваемостью компании из-за молодости бренда. Резюмируя, аналитик делает вывод о двух важнейших критериях надежности банка: размер кредитной организации, а также известность и репутация бренда среди населения.

Важным фактором является и близость банка к государству. Многие клиенты полагают, что в случае возникновения каких-то проблем, правительство в первую очередь будет спасать именно государственные учреждения. Однако Евгений Славнов считает, что этот фактор вряд ли можно признать определяющим. В качестве контраргумента эксперт противопоставляет примеры набравшего мало голосов банка АБ «Россия» и одного из лидеров – частного Альфа-Банка.

По словам представителя одного из не попавших в топ данного рейтинга коммерческих банков, очень важным показателем надежности является уровень доверия вкладчиков. При этом по мнению банкира проведенное исследование нельзя считать показательным из-за чересчур формального подхода к выборке респондентов. Специалист считает, что правильнее было бы опрашивать в первую очередь активных клиентов банков, в особенности вкладчиков.

По мнению управляющего партнера брендингового агентства Depot WPF Алексея Андреева, большинство россиян вообще довольно слабо ориентируются в качестве и ассортименте предлагаемых банками розничных услуг. Обычно клиенты при выборе продукта опираются только на такие наиболее очевидные показатели, как процентная ставка по кредиту или депозиту. При этом оценка надежности опирается в первую очередь на близость банка к государству. Такой подход объясняется неоднократно происходившими «черными вторниками и четвергами». Поэтому в данном вопросе трудно добиться большей образованности потребителей, резюмирует Алексей Андреев.


Соглашается с коллегой и Евгений Славнов. По словам аналитика, среднестатистический клиент абсолютно не в курсе, как правильно анализировать отчетность банка, каким показателям стоит уделять при этом внимание. Еще один фактор – неуверенность в достоверности предоставляемой отчетности. Нередко при отзыве лицензии у банков сообщается, что та или иная организация предоставляла ранее неверную отчетность. Поэтому не факт, что даже при наличии соответствующих знаний и навыков клиент имеет возможность получить информацию о реальном состоянии дел в банке.

Как отмечает зампредправления Локо-Банка Андрей Любшин, нередко кредитные организации находятся на вершине рейтинга в основном благодаря своим вложениям в PR. По словам банкира, некоторые банки пользуются большой популярностью исключительно по причине того, что постоянно упоминаются в прессе и находятся на слуху.

Алексей Андреев заключает, что сегодня активно стараются повысить свою узнаваемость и многие коммерческие банки. С этой целью предлагаются новые продукты, проводятся кампании по их продвижению. Помогает улучшить узнаваемость открытая, доброжелательная и подвижная политика, открытие новых офисов. Это единственный путь к повышению популярности, так как по чисто финансовым показателям выдерживать конкуренцию с государственными банками весьма сложно.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *