6 марта 2015     0
 

Цели сбережений и отношение к личным средствам

Общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране оказывает прямое воздействие на психологию отношения к своим средствам у населения. При положительных факторах, например когда экономика в государстве устойчива и находится на подъёме, курсы валюты стабильны, а уровень безработицы довольно низок, люди становятся уверенными в завтрашнем дне. Это приводит к более свободному отношению к деньгам, что проявляется в возрастании количества покупок на отложенные сбережения или в кредит, большим тратам на разнообразные развлечения.

Но появление трудностей в экономике, рост безработицы, вероятность потрясений в политике или военных действий вызывают стремление к накоплению средств на будущие непредвиденные расходы. Такие тенденции снижают оборот денег, объём продаж на рынке падает, что приводит к усилению негативных явлений в экономической обстановке.

Психология денег


Дж. М. Кейнс считал, что в большинстве случает мотивы потребления, заключающиеся в стремлении удовлетворить неотложные семейные и личные нужды, преобладают над желанием сберечь деньги.

Если проанализировать психологические причины поведения потребителей, которые пытаются не тратить много средств, то становятся понятны мотивы такого воздержания от расходов.

Можно выделить такие основные мотивы:

  1. Осторожность, которая заключается в создании определённого резерва денежных средств на непредвиденные расходы.
  2. Мотив предусмотрительности подразумевает продумывание дальнейших трат: на образование своих детей или собственное обеспечение в пожилом возрасте.
  3. Использование отложенных средств для финансовых операций, которые помогают увеличению заработка и позволяют рассчитывать в будущем на улучшение материального благополучия, относят к расчётливости и предприимчивости.
  4. Определённое количество средств позволит расширить свободу действий, что приводит к независимости.
  5. Стремление обеспечить детей хорошим наследством.
  6. Мотив скупости: нежелание тратить деньги, не подкреплённое какой-то конкретной целью.

Проведя исследование сбережений людей на данный момент в нашей стране, можно сделать вывод о таких преобладающих типах:

  1. Откладывание денег на ежедневные потребности.
  2. Резерв на непредвиденные обстоятельства.
  3. Накопление средств на весьма затратные нужды: жильё, транспорт, строительство или ремонт.
  4. Обеспечение предстоящих расходов семьи, к примеру оплата образования, лечения, отдыха или помощь своим детям.
  5. Деньги на необходимые траты, сочетание типов три и четыре.
  6. Инвестирование для повышения дохода: в бизнес, покупка акций и других ценных бумаг.

При росте уровня инфляции, который несёт стремительное повышение цен и обесценивание денег, через какой-то промежуток времени происходит снижение и психологической ценности денежных средств. Накопления становятся ненадёжными и появляется стремление потратить все имеющиеся деньги на любые товары, пока цены не поднялись ещё сильнее.

По теории Кейнса, население проходит две фазы реакции на инфляцию.

Первая фаза заключается в постепенном понимании населением страны текущей ситуации и поиск путей выхода из неё. Поначалу реакция получается даже обратная, что очень помогает положению правительства. Укоренившаяся привычка людей считать деньги конечной мерой цены в первое время возрастания стоимости товаров приводит к определению населением инфляции как временного явления. Поэтому люди продолжают хранить деньги и не тратятся, в надежде получить большую реальную стоимость в денежном выражении, чем они имели ранее.

Со второй фазы приходит осознание подлинного положения вещей в экономике страны. Население уходит от привычного поведения и пытается максимально уменьшить имеющуюся сумму средств. Возникает желание побыстрее потратить свои деньги на любые покупки, иногда не особо нужные. Повышенным спросом пользуются товары каждодневного пользования, их скупают большими объёмами и делают запасы. Возрастает популярность золота и иных драгоценностей, как надёжных объектов вложения и средств ухода от инфляции.

В подобном желании успеть потратить уменьшающиеся в цене прямо на глазах деньги малообеспеченные люди оказываются в положении постоянной нехватки наличных средств для удовлетворения многих текущих потребностей. Ситуация отягощается тем, что занять деньги при высокой инфляции довольно тяжело. Мало кто согласен дать ссуду, если возвратят уже сильно обесцененные деньги. С увеличением уровня инфляции почти все имеющиеся в наличие деньги население тратит на текущие нужды, а категория товаров длительного использования становится просто недоступной.

Одним из наиболее серьёзных последствий инфляции является сильное уменьшение доверия населения страны к финансовым учреждениям и национальной валюте. Любой излишек денег люди пытаются поскорее перевести в более стабильную иностранную валюты, которая обретает функции основного средства для оплаты товаров и становится способом сбережения.

Такие процессы хорошо известны в нашей стране по дискредитации рубля в 90-х годах прошлого века. Интенсивное возрастание количества нулей на деньгах в начале данного десятилетия; крушение различных «пирамид»: фирм, которые под видом выплаты огромных процентов собирали с населения деньги, чтобы затем просто исчезнуть; вялая реакция властей на такой обман; грабительские методы государства, которое практически отняло у собственных граждан все накопления в государственном Сбербанке, — многие факторы повлияли на подрыв у населения доверия к финансовой системе страны в целом.

Результатом этого стала смена главной национальной валюты с российского рубля на американский доллар. Последствия вышли не только экономические, но и психологические. Немного возросло доверие к рублю из-за его укрепления в 2001-2004 годах. Однако, необходимо много времени на обретение рублём не только реальной силы, но и формированию у граждан России представления о рубле как о полноценном денежном средстве, а также замещению доллара в тех функциях, которые он обрёл в нашей стране.

Психологическая точка зрения на отношение к деньгам

Психологами замечена разница в обращении с личными средствами, напрямую касающаяся социального уровня, возраста, пола и типа личности. К примеру, удалось выявить, что:

  • навык планирования трат улучшается с возрастом;
  • девушки менее склоны к накоплению средств на определённые цели, чем юноши;
  • мужчины психологически больше ценят деньги и лучше обращаются с ними, по сравнению с женщинами, однако проявляют повышенную склонность к денежному риску, а женщины хуже переносят недостаток денег и чаще склонны завидовать более обеспеченным людям;
  • экстравертов отличает расточительство, а интровертам присуща бережливость;
  • люди, тратящие деньги на духовные и социальные цели, более довольны своей жизнью, чем стремящиеся накопить средства.

Концепция психоанализа Зигмунда Фрейда рассматривает отношение человека к деньгам в связи с личными чертами характера, которые начинают формироваться с раннего детства. По мнению Фрейда, детская сексуальность за первые три года жизни проходит три стадии: оральную, анальную, генитальную. Соответственно этим стадиям определённая часть тела становится эрогенной. В последующем развитии психики происходит перерождение такой сексуальности в обычное половое влечение, однако какие-то её черты могут в определённой мере остаться и у взрослых людей, что проявляется в поведении и характере.

В основном, именно анальная стадия отвечает за формирование взгляда на деньги. В этой стадии маленький ребёнок получает удовольствие от дефекации, а сами фекалии получают статус ценности, которой он обладает и которая считается источником положительных эмоций. Желая продлить удовольствие, малыш начинает стремится отложить процесс дефекации, храня свою «ценность» в себе. Родители со своей стороны поощряют ребёнка за способность задержать, а затем своевременно совершить процесс. Ко всему прочему, так ребёнок обретает определённую власть над своими родителями, вызывая своим поведением различные эмоции у них, радость или недовольство.

С возрастом такой анальный комплекс подлежит вытеснению, заменяя фекалии чем-то другим. Сначала в этой роли выступают глина, песок или мокрая грязь; затем приходит черёд пластилина, камешков и стекляшек, а также других вещей, с которыми маленькие дети обожают играться, лепить и сооружать постройки. С изучением культуры в этом ряду возникает глобальный символ материальных благ: деньги и золото. Вытеснение анального комплекса в область управления материальными ценностями, властью, деньгами и золотом согласно Фрейду формирует оптимальный характер для благополучной финансовой деятельности. Такому типу характера свойственны такие черты: бережливость доходящая до жадности, властность, упрямство и повышенная аккуратность.

Фрейд особо уделял внимание тому факту, что воспитание детей в одной культурной среде способствует возникновению характера с экономическим уклоном и формирует бережное отношение у денежным средствам, а в другой среде нужные личностные качества не развиваются. В странах Европы, особенно в обеспеченных слоях населения, в семье ребёнка учат регулярно отправлять естественные потребности. Особый упор делается на воспитании аккуратности, строгой дисциплины и настойчивости. Таким образом формируется тип европейского буржуа, который отличается склонностью к накоплению богатства и обладанию властью.


В африканской культуре ограничение и контроль детской сексуальности и её проявлений происходит не так строго, поэтому инфантильные комплексы не замещаются развитой системой культурных символов. Фрейд считал, что именно от этого зависит отсутствие выраженного интереса к разумному и рациональному ведению хозяйства, предпринимательству, повышению социального статуса и общее неприятие буржуазного способа жизни.

Бихевиористская психология, рассматривающая поведение человека применительно к схеме «стимул-реакция», хозяйственные занятия людей определяет комплексом реакций на внешние раздражители, а происходящие от такой деятельности материальные ценности считаются поощрением, которое повышает эффективность. В рыночной экономике денежные средства трактуются в виде условного всеобщего символа, позволяющего получить много безусловных стимулов, то есть услуг и товаров, приобретаемых за деньги. Отсюда возникает отношение к ним как поощрению оптимального экономического поведения и награды за него. Следовательно, деньги стали способом определения успешности в экономическом поведении. В той или иной мере, любой человек может преуспеть в обучении самому оптимальным экономическому мышлению и действиям. Лучшими шансами располагают те люди, для которых деньги являются более сильным стимулом. Однако успешные и обеспеченные люди могут при помощи значительных средств зарабатывать намного больше, потому что у них есть больший стимул для этого.

Можно выделить несколько типов проявлений личности по отношению к деньгам: «Игрок», «Скряга», «Торгаш», «Денежный мешок» и «Транжир».

О.С. Дейнека заметил, что с деньгами и делами, связанными с ними, довольно часты конфликтные ситуации. Он отмечает возможность связи подобного рода конфликтов с замаскированными глубинными проблемами, которые касаются личностных переживаний, чувства тревоги и страха, одиночества или комплекса неполноценности.

Поэтому уместно будет привести вопросы психотерапевта А. М. Полеева:

  1. Хочется ли Вам что-либо приобрести при тяжёлом душевном состоянии?
  2. Возникает ли у Вас ощущение вины или тревоги при расходовании средств на собственные нужды, при том тратить деньги на близких людей получается душевно и щедро?
  3. Вызывает ли у Вас страх мысль о потере всех накопленных сбережений, хотя доход у Вас стабильный?
  4. Отдаёте ли Вы предпочтение непростым любовным и супружеским отношениям из боязни, что не получится обеспечить себя финансово?
  5. Приобретаете ли Вы своим друзья и близким ценные подарки, занимаете им средства только в стремлении заслужить их уважение и любовь?

Если любой из приведённых вопросов вызывает у Вас негативные эмоции, это свидетельствует о наличии личностной проблемы. Положительный ответ всего на один из вопросов говорит о связи психологических конфликтов с денежными.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *