20 февраля 2018     0
 

Верховный суд разъяснил, как вернуть технически сложный товар

Судебная коллегия Верховного суда РФ защитила покупателя бракованного ноутбука, попутно разъяснив порядок возмещения ущерба гражданам в случае приобретения некачественного товара.

Жительница Краснодарского края была немало удивлена, когда ноутбук, за который она заплатила 179 тыс. рублей, оказался неисправным. Женщина не мешкая обратилась в местное общество защиты прав потребителей. В результате было решено судиться с импортером компьютеров. В иске были изложены следующие требования: вернуть полную стоимость покупки и неустойку (еще 179 тысяч), а также выплатить пострадавшей компенсацию за моральный ущерб и штраф за игнорирование обращения покупательницы (ранее она предлагала импортеру вернуть деньги добровольно).

Горсуд удовлетворил иск частично. Фирму обязали отдать деньги за ноутбук, но неустойка была вдвое уменьшена. Суммы, полагающиеся за моральный вред и штраф, тоже были снижены.

Бизнесмены подали апелляцию в краевой суд, результатом которой стало решение об освобождении от всех выплат кроме возврата денег за ноутбук. После этого обиженная покупательница обратилась в ВС РФ с кассационной жалобой. Высшая судебная инстанция, рассмотрев дело, приняла сторону гражданки.

Судебная коллегия ВС РФ проанализировала ситуацию следующим образом.

Гражданка купила ноутбук с гарантийным сроком в 1 год. Спустя неделю она попросила продавца вернуть деньги, поскольку портативный компьютер оказался неисправным. Через месяц ей пришел отказ со ссылками на правила продажи, возврата и техобслуживания товара.

После обращения в горсуд была проведена экспертиза. Эксперты нашли в ноутбуке брак изготовителя и пришли к печальному выводу, что портативный компьютер непригоден для эксплуатации.

Все это произошло до истечения гарантии, поэтому продавец был обязан удовлетворить просьбу пострадавшего покупателя о возврате денег. Коллегия ВС отметила, что допускается истечение 15-дневного срока после продажи товара в случаях, если:

  • обнаружились существенные дефекты;
  • прошли сроки устранения недостатков;
  • бракованный товар не пригоден к эксплуатации после ремонта.

К тому же ноутбуки относятся к категории технически сложной продукции. А по ФЗ «О защите прав потребителей» покупатель может, обратившись к продавцу, потребовать возврата средств за технически сложный товар при обнаружении дефектов. На это отводится 15 дней после покупки. Продавец, в свою очередь, обязан разъяснить обратившемуся гражданину порядок взаимодействия с ним в этом случае. Список технически сложных товаров – официальный документ, который утверждает правительство, компьютеры и ноутбуки в него входят.

Ошибка апелляционного суда в игнорировании статьи того же закона, в которой прописано, что штраф продавца за отказ решить проблему добровольно составляет 50% цены товара. Также коллегия ВС признала ошибочным решение апелляции о моральном вреде. Краевой суд отменил соответствующую компенсацию, хотя факт нарушения прав потребителя не вызывает сомнения, а значит ответчик обязан компенсировать моральный вред. Поскольку было установлен факт продажи некачественного товара и по-хорошему вернуть деньги импортер не захотел, обязанности продавца не ограничиваются возвратом стоимости покупки, компенсация за моральный вред тоже является обязательной.

Дело о бракованном ноутбуке придется пересмотреть.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru