25 января 2019     0
 

Чтение русских сказок ребенку – воспитание лузера или миллионера?

С точки зрения обучения финансовой грамотности, многие русские сказки вредны, по крайней мере, если не сопровождаются грамотными комментариями взрослых. Так считает международный финансовый консультант Исаак Беккер, посвятившей этой теме небольшое исследование.

По щучьему велению


Чем хороши русские народные сказки? Они учат доброте, смекалке, справедливости, вере в чудо. А как насчет правильного формирования финансового мировоззрения? Вот тут могут быть проблемы.

После знакомства со сказками о золотой рыбке и щуке, исполняющей любые желания, у ребенка в подсознании может отложиться мысль, что обеспечить себе шикарную жизнь можно, не прилагая особых усилий. Взять хотя бы сказку о щуке. Два старших брата ведут нормальный образ жизни, работают, а младший сидел-сидел на печи, а потом поймал щуку и один из семьи стал богатым и счастливым. Наслушавшись такого, ребенок повзрослев вряд ли будет преисполнен трудового энтузиазма, скорее станет надеяться на халяву.

Расчет на легкие пути обогащения присущ русскому народу, это подтверждает невиданный размах «МММ» в 1990-е, да и в наше время периодически случаются скандалы, связанные с финансовыми пирамидами. Взрослые россияне не перестают верить в чудодейственные способы обогащения.

При СССР власти поощряли родителей к чтению сказок детям. Книги стоили недорого и печатались большими тиражами. Возможно, государство сознательно прививало людям веру в чудо. Ведь на вере держалась идеология страны Советов. Власти попытались заменить церковь культом строителей коммунизма и отчасти преуспели в этом.

Государство учило юных граждан коллективизму, ставить общественное выше личного, идти на все ради Родины и партии. Сказки использовали как элемент идеологического воспитания, по возможности акцентировали внимание, что боярин, купец и поп — отрицательные персонажи. Формировалось негативное отношение к цеховикам и спекулянтам. Люди, которые имели деловую хватку и пытались разбогатеть, построив собственный бизнес, осуждались и наказывались, некоторых отправляли за решетку.

Новое поколение

Турецкий аэропорт, у витражной стены на втором этаже мальчик и девочка 5-6 лет наблюдают за движением самолетов по летному полю. Они только познакомились и общаются в ожидании отлета домой. Девочка спрашивает, в какой гостинице жил мальчик, а тот отвечает: «Четыре звезды». Девочка говорит с чувством превосходства: «У нас целых пять». Мальчик хорошо понимает эту интонацию.

Дети стали совсем другими. Стремление к богатству – вот мотивация, которая способствует интересу к первым, элементарным урокам финансовой грамотности. Они должны быть максимально просты, иметь семантику, понятную ребенку. Не бывает сказок об инвестициях и кредитах, есть только хорошие и плохие сюжеты. К примеру, возьмем сказку о пресловутом Иванушке-дурачке. Самому младшему и ленивому удается обойти двух старших братьев – в принципе, нормальных работящих ребят. Некоторые эпизоды этой сказки заставляют усомниться в целесообразности такого чтения.

Взять, например, фрагмент с выпасом овец: «Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радехонек, словно дело сделал».

Как такое вообще читать детям? С другой стороны, полностью отказываться от русских народных сказок – тоже не вариант. Просто сомнительные эпизоды нужно правильно интерпретировать. Желательно не только прочесть текст, но и озвучить определенные выводы из произведения. В результате у ребенка будет формироваться правильное мировоззрение.

Как читать сказки

Другой пример – пушкинская классика «Сказка о попе и о работнике его Балде». Первый вариант – просто прочитать шедевр гениального писателя и поэта ребенку, восхищаясь красотой слога и изобретательностью героя. Этим можно ограничиться, если малышу еще не исполнилось 5 лет. А потом нужно разговаривать, чтобы развивать в ребенке финансовую жилку.

Например, спросите у ребенка, почему для попа история с Балдой так плохо кончилась? Оказывается, понадеялся бедолага на русский авось. Такой подход в реальной жизни может привести к серьезным проблемам. Расскажите подрастающему поколению неприятные случаи: когда надежда на авось вышла боком вам или вашим знакомым. Периодически возвращайтесь к таким эпизодам в повседневной жизни, напоминая, что всегда нужно наперед просчитывать последствия своих действий, иначе могут настигнуть неприятности и даже смерть, как в случае с жадным попом.

Обсудите с ребенком главного персонажа – Балду. Какой у него примерно возраст? Что с семейным положением? Почему он согласился год работать за три «щелчка по лбу» попа? Оно того стоит? Ведь люди трудоустраиваются, чтобы были средства на продукты, одежду, подарки детям, качественное лечение в случае болезни и т.д. Балда имел золотые руки, мог легко найти хорошее место, а не связываться с попом.

Читая сказки, важно обратить внимание, как герой зарабатывает на жизнь, может ли он обеспечить семью, иметь собственное жилье, оплачивать отдых на море. К примеру, кем были купцы в стародавние времена, чем занимались.

О накоплениях

Жили старик со старухой у самого синего моря… Нелегко им, наверное, жилось. Чем занимался старик? А старуха? Современная бабушка может прожить на пенсию и не работать, а в те времена почтальоны пожилым людям денег не носили и на карточку никто ничего не перечислял. Самостоятельно пушкинские баба и дед не могли отложить достаточно денег на старость. Что значит отложить (накопить) деньги? Объясняя смысл накоплений, хорошо бы привести пример из современной жизни.


Можно рассказать, к примеру, следующее: сейчас мы живем на съемной квартире. Это чужое жилье, но мы каждый месяц часть дохода откладываем. В наших планах лет через 5 купить новую просторную квартиру. Когда это случится, ты, сынок, сможешь играть в своей отдельной комнате.

Русские народные сказки в большинстве случаев прекрасны. Но важно не только читать с выражением, чтобы вызвать интерес ребенка. Небольшие комментарии, безусловно, принесут дополнительную пользу. Пара предложений, и отношение родителя к герою станет для ребенка очевидным. Здесь важно не переборщить. Нельзя превращать увлекательное чтение в нудную лекцию. Эти пару предложений, помноженные на количество сказок, дадут отличный эффект.

Современные истории и неувядающая классика

В России сказки для развития финансовой грамотности пытаются использовать довольно давно. Некоторые даже пробуют креативить. К примеру, появился «шедевр» о доброй старушке, которая традиционно держала деньги в стеклянной банке. Бедная не знала, как ее хотят облагодетельствовать кредитные организации, пока добрый дядя не надоумил ее обратиться в Сбербанк. В главном банке страны бабульку встретили по-царски, чуть красную дорожку не расстелили. И теперь вместо стеклянной банки у нее счет в непотопляемом финансовом учреждении.

Еще один пример сказочного творчества – творение одного из крупнейших транснациональных банков – HSBС. Банкиры решили использовать всем известную классику, но закрутили сюжет по-своему. Новоиспеченной Золушке не нужно идти на бал и стараться понравиться принцу. Самостоятельная женщина сама строит свое будущее: берет кредит в банке, инвестирует полученные средства в обувной бизнес и достигает успеха.

Вывод

Выводы из всей этой истории такие: чтобы наши дети стали успешными и финансово независимыми, а многие из них даже встали вровень с таким гением инвестирования, как Уоррен Баффетт, нужно читать им классические русские и зарубежные сказки. Только следует иметь в виду, что лучше быть в это время рядом с ребенком и обсуждать с ним прочитанное, чтобы он на всю жизнь сделал правильные выводы. Все в наших руках!


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *