13 марта 2019     0
 

Диванный инвестор. Учимся инвестировать в предметы интерьера

Предметы интерьера пока проигрывают произведениям искусства в качестве объектов инвестирования. Однако ежегодно наблюдается рост этого рынка примерно на треть. По мнению опрошенных экспертов, сегодня вложения в современный дизайн представляются более выгодными, чем в антиквариат.

Инвестиции в мебель


Рекорды продаж

С 2016 г. объем продаж на рынке коллекционных предметов интерьера растет ежегодно в среднем на 36%. По данным аналитического центра DeTnk, на аукционах дизайна в 2018 г. число проданных лотов составило 70%. Последний отчет DeTnk оперирует информацией о продажах в ведущих аукционных домах планеты (Phillips, Christie’s, Sotheby’s). В обзоре охвачен период с эпохи ар нуво (1890—1910 гг.) до наших дней.

Рынок коллекционного дизайна получил мощный импульс в 2009 году. Тогда на аукционе Christie’s была продана знаменитая коллекция не менее известного дизайнера Ива Сен-Лорана. В состав коллекции входили авторские столы, кресла, диваны. Так, кресло работы Эйлин Грей ушло с молотка по цене $26 млн.

Информация о рекордных продажах представлена пресс-службой российского отделения Phillips. Эти данные иллюстрируют факт роста цен в последние годы. Так, 12 декабря 2017 г. в Нью-Йорке была куплена за $915 тысяч керамическая скульптура «Рондена» работы американца Питера Вулкоса. Этот предмет интерьера был изготовлен в далеком 1958 г., а его последняя рекордная цена составляла в 2008 г. лишь $108 тысяч.

18 октября 2018 г. в Лондоне была продана пара кресел от итальянского мастера Паоло Буффы. Стоимость лота составила £68,5 тысяч. Интересно, что несколькими месяцами ранее эти же кресла были проданы существенно дешевле — за £47,5 тысяч.

Еще пример. 6 июня 2018 г. в Нью-Йорке купили 32-панельную ширму итальянского мастера декора Пьеро Форназетти. Лот под названием «Метафизическая комната» ушел за $507 тысяч. В 2007 г. произведенная в 1958 г. ширма была продана за $301 тысячу.

Тренды

Топовыми продажами в 2018 г. стали предметы производства известных дизайнеров XX века. Среди них стоит отметить Диего Джакометти, Жана Пруве, Рене Лалика и супружескую пару Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн.

По словам владелицы галереи «Эритаж» Кристины Краснянской, в последние 10 лет мода на ар-деко уступила пальму первенства другому направлению — midcenturies. Так называется дизайн середины XX столетия. Прежде всего это предметы мебели, но также светильники и посуда. Основной лидер здесь Дания, хотя в направлении представлены также работы американских и французских дизайнеров.

Об интересных трендах в винтажном дизайне упомянула и Алина Пинская (галерея «Палисандр»). По ее словам, сейчас появляется интерес к темам, которые были раньше мало засвечены. Подобные предметы стоят недорого, но могут обладать немалым потенциалом. Здесь можно привести пример ранних работ известного итальянского мастера дизайна Этторе Соттсасса.

Григорий Бальцер (аукционное агентство Baltzer) перечисляет еще несколько трендов. Это долго остающийся в моде скандинавский стиль, итальянский неомодернизм, а также набирающие популярность итальянские мастера 50-х: Туро, Скарпа, Форназетти.

Антиквариат или современность

В последние годы стремительно растет сегмент современного коллекционного дизайна. Здесь представлены как мировые звезды типа Марка Ньюсона, Рона Арада, Хайме Айона, братьев Кампана и Адо Шаля (чьи столы уходят уже по €80 тысяч), так и наступающие им на пятки более молодые дизайнеры. Предметы интерьера авторства набирающих популярность Давида Дюбуа, Пьера Шарпена, Оливье Ганье, Джошуа Бруна и братьев Буруллек пока еще можно купить по относительно доступным ценам.

По мнению галеристки Алины Пинской, современный дизайн лучше подходит для инвестиций. В этом сегменте индекс роста цен превышает аналогичный показатель антиквариата. Глава агентства Григорий Бальцер соглашается и добавляет: сегодня на рынке довольно много антикварных предметов хорошего качества.

Стоимость таких предметов будет расти медленнее затрат на производство современных изделий. Сейчас значительно дороже стоит ручной труд. Бальцер приводит такой пример. Если сегодня сделать копию изготовленного 150 или 200 лет назад предмета, то такая копия обойдется в несколько раз дороже оригинала.

Сказанное не относится к тем предметам, которые обладают «выдающейся историей бытования». Так, высоко будет цениться стол Луи-Филиппа или будуар Марии-Антуанетты. Если же провенанс предмета связан с какими-то переломными трагическими событиями из жизни царственных особ, то цена может возрасти очень сильно.

В целом же антикварная мебель почти не растет в цене (исключая предметы с выдающимся провенансом) — подчеркивает Бальцер. Мебель и посуда относятся к аутсайдерам с точки зрения инвестирования, в них нет смысла вкладываться. За год мебель может подорожать на 1%, за 10 лет — на 32%.

Аукцион или галерея

Купить предметы коллекционного дизайна можно в галереях либо на аукционах. Оба эти способа обладают своими характерными особенностями.

На аукционе порой можно приобрести желаемый предмет и недорого. Но если за него вступают в борьбу несколько человек, цена может взлететь существенно выше рыночной.

Каждый аукционный дом взимает с покупателей комиссию. В пресс-службе российского отделения Phillips пояснили принципы формирования комиссии. На всех аукционах ее размеры одинаковы. Величина комиссии зависит от стоимости лота и места проведения конкретного аукциона.

Для проданных по цене до $300 тысяч предметов аукционный дом добавляет 25%. С нарастанием стоимости проданного лота проценты комиссии соответственно изменяются. В Лондоне комиссию в 25% взимают до цены £180 тысяч включительно.

Бальцер подчеркивает, что основная задача аукционного дома — продать товар. В галерее же владелец может заложить любой уровень прибыли в стоимость предмета. На аукционе при торговле цена возрастает и покупатель может остановиться в любой момент. А вот в галерее все наоборот. Здесь галерист озвучивает цену, а дальше можно и поторговаться.


Алина Пинская напоминает о существовании в галереях готового отбора. Дилеры всегда заняты поиском интересных вещей и держат руки на пульсе. Нужный клиенту предмет всегда можно найти под заказ у коллег по рынку, не дожидаясь его появления на аукционе. К тому же ряд галерей выдают сертификаты подлинности.

Осуществить выход из инвестиций можно аналогично ситуации с арт-объектами. Здесь тоже можно воспользоваться услугами аукционов или галерей. Аукционным домом будет назначена оценочная стоимость, служащая ориентиром при проведении торгов. При этом желательно предварительно проконсультироваться со специалистами. Это могут быть сотрудники тех же аукционных домов, галеристы или коллекционеры.

Как инвестировать, где покупать

Аналогично ситуации с арт-инвестициями, на успех вложений влияет внимательное наблюдение за рынком. Не помешают консультации с экспертами. По словам Пинской, необходимо отслеживать происходящее на аукционах, ярмарках, выставках. Нужно быть в курсе, какие авторы сейчас в тренде, что отбирают в пул галереи.

Регулярно проводят аукционы дизайна крупные аукционные дома (Christie’s, Phillips, Sotheby’s). Отметим также ярмарки с участием ведущих галерей — PAD, Braffa, Design Miami. На этих ярмарках можно отслеживать изменение цен на предметы определенного сегмента и конкретных авторов.

Phillips проводит свои аукционы четырежды в год. В апреле и сентябре — в Лондоне, в июне и декабре — в Нью-Йорке. Выставляется обычно порядка 200 лотов. Так, 6 июня 2018 г. всего было 164 лота, — рассказали в пресс-службе аукционного дома.

По словам Пинской, механизм продвижения дизайнерских предметов аналогичен рынку произведений искусства. Здесь тоже организуются выставки, издаются книги. Вероятность успеха конкретного дизайнера существенно зависит от того, кто именно им занимается.

Если определенный предмет находился в коллекции известной личности, это заметно увеличивает его стоимость. К примеру, в июне 2018 г. на аукционе Phillips выставлялись несколько дизайнерских предметов из коллекции певца Стинга и его супруги Труди Стайлер.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *