28 ноября 2014     0
 

Инвестиции в искусство. Можно ли на этом заработать?

Рынок искусства очень похож на финансовый рынок: эти отрасли имеют своих венчурных игроков, а участникам отношений необходимо выстраивать долгосрочные стратегии. Так от чего же именно зависит успех бизнеса, связанного с вложениями в арт-объекты?

Чем отличается современное искусство от классического

Инвестировать в искусство начали относительно недавно. Крупные собрания, которые смогли войти в историю как лучшие коллекции, были созданы мастерами, знающими свое дело и вкладывающими всю душу в свои творения. Лишь в конце 80-х годов прошлого века банкиры обратили внимание на искусство, как на объект капиталовложения. Тогда молодые банкиры с Уолл-стрит начали инвестировать в произведения современных художников, а эти произведения затем, в свою очередь, становились активами банков. Финансовые учреждения активно предоставляли арт-консультации, влияли на стоимость предметов искусства, так как являлись их основными покупателями. Однако уже в 1991 году все эти схемы рассыпались.

Инвестиции в искусство

К концу 1990-х годов рынок искусства приобрел совершенно иной вид: аукционные дома теперь вышли на первичный рынок и начали продавать произведения искусства. В это время многие галеристы совмещали искусство с маркетингом (например, галереи Гагосяна и Saatchi). Такие деятели сначала подогревали интерес к современным художникам, а затем продавали их творения по завышенным ценам. Особенно много картин начало продаваться в преддверии кризиса 2008 года. Однако популярность произведений современных художников в это время обусловливалась не только активным промоутированем деятелей искусства, но и была следствием необходимости материализации денежных сбережений.

Следующая активизация развития современного искусства началась после того, как перестали ощущаться кризисные явления. Так, в 2013 году майские торги в Нью-Йорке принесли совокупный доход в $1 млрд., а в 2014 — $1,2 млрд. Теперь стоимость работ современных художников нередко превышает стоимость произведений классиков с мировым именем. Но все же каждые следующие торги вызывают некоторое напряжение среди организаторов, ведь всегда остается риск, что коллекционеры откажутся покупать какого-то художника и вся схема рухнет.

Деятельность спекулянтов не дает возможности объективно оценить современное искусство. Но, несмотря на то, что ценности у него нет, это искусство уже имеет огромный объем произведений и свою цену. Современное искусство не покупается ценителями ради красоты, а живет по правилам рыночной экономики, поэтому чаще приобретается с целью дальнейшей перепродажи.

Галереи диктуют цены, устанавливают моду на конкретных художников и стиль. Только от моды и имени художника зависит стоимость той или иной картины, а значит, и доходность таких вложений. Как бы ни был гениален современный художник, он не имеет никакого шанса продать свои картины выгодно, если будет выставляться в совершенно неизвестной галерее, вещи Джеффа Кунса все равно будут стоить дороже и продаваться быстрее. И наоборот, если выставка будет организована в стенах галереи Ларри Гагосян, покупатель охотней расстанется с действительно большими деньгами, ведь покупка совершается в известном заведении. Покупать Кунса более безопасно — он уже успел стать «брендом», а значит, его творения в ближайшее время не потеряют своей актуальности, их можно будет перепродать. Поэтому если вы хотите подзаработать на искусстве, то имея правильную тактику, уже спустя 2-3 года вы можете получить 15-20% от вложенных средств. Но это только при условии, что работать вы будете только с современным искусством.

В инвестировании в искусство, как и в любом другом капиталовложении, существуют свои риски. Так, в 20 — 30-е годы прошлого столетия был чрезвычайно популярен художник Хосе Мария Серт. С Хосе дружила сама Коко Шанель, а заказы ему поступали от богатейших владельцев зданий в Европе. Стоимость работы художника-декоратора была на уровне великого Пикассо. Но, как видим, сегодня Серт и Пикассо не стоит даже сравнивать. Вот и Кунс через пару десятков лет может обесцениться. Конечно, стоимость его произведений не станет нулевой, ведь в этого художника вложено немало денег. Искусство, в отличие от акций, не может обесцениться до нуля, это и есть огромный плюс инвестирования в искусство.

Классика, как объект инвестирования

Классических произведений в свободной продаже имеется значительно меньше, чем картин современных художников. А со временем предложение еще больше уменьшается. Но и быстро заработать на великих творениях вряд ли удастся. Купив сегодня Рембрандта за $45 миллионов, вряд ли получится его продать через год вдвое дороже. Рембрандта желают купить немногие, как правило, это люди, которые имеют определенное образование и вкус, они знают истинную ценность конкретного произведения и не собираются ее в скором времени продавать, тем более с целью обогащения. Рембрандт и другие классики с мировыми именами — это долгосрочная, очень надежная инвестиция.

Чаще всего коллекционеры, скупающие старое искусство, не воспринимают его как капиталовложение. Как часто можно услышать о богатых коллекционерах и приобретении ими за десятки миллионов долларов произведений искусства, но на самом деле всего таких людей насчитывается около 50 во всем мире.

Лучшая коллекция — коллекция, собранная не инвестором, а человеком со знаниями и вкусом

Профессор из Голландии ван Регтерен Альтен раньше был хранителем графической коллекции Рейксмузеума. Он собирал только лучшие произведения, каждый новый объект проходил строжайший отбор. Профессор стал владельцем более 800 картин, которые вышли из-под пера на протяжении XVI — ХIХ веков, при этом, совершенно не задумываясь о стоимости рисунков спустя какое-то время.

Всем известно, что подобные коллекционеры редко продают свои собрания, поэтому с молотка они уходят зачастую лишь после смерти владельца. Так, например, коллекционер из Франции Рене Герра начал собирать коллекцию (графику, живопись, дневниковые записи, книги и другие вещи), принадлежащие когда-либо русским эмигрантам, еще в то время, когда такие предметы не стоили ничего. Но уже сейчас его коллекция оценивается в миллиард евро, и периодически находятся желающие приобрести все собрание целиком. Но Рене Герра отказывается продавать, ведь коллекция — это частичка его жизни.

Стоимость предмета классического искусства определяется, в первую очередь, его провенансом: когда именно художник создал данное творение, в каких местах в свое время выставлялась и кто его бывшие владельцы. Иногда произведения одного и того же мастера могут оцениваться совершенно по-разному.

То, что картина подписана Пикассо, еще не говорит о ее высокой цене

Цена любого шедевра состоит из многих факторов, например, история создания и существования картины влияет на ее стоимость не меньше, чем имя творца. Недавно произошел довольно таки интересный случай. Провинциальная семья пенсионеров из Франции продавала жилье, чтобы переехать в дом престарелых. У них было несколько старинных кресел, которые семейная пара решила показать специалисту из аукционной фирмы. Помимо кресел эксперт заинтересовался тумбочкой под телевизором. Каково же было его удивление, когда в «тумбочке» он узнал не что иное, как сундук Мазарини, который на долгое время был потерян из вида ценителями старины. Кардинал Мазарини был крупным коллекционером, он собирал интереснейшие произведения из японского лака. В те времена Япония была закрытой страной, поэтому такие предметы были очень редкими и дорогими. На этот раз сундук был продан Рейксмузеуму за €7,3 млн.

Как формируется спрос на предметы искусства

Галеристы бывают разные: одни, как музейщики, собирают лучшие произведения, другие — ищут то, что можно будет завтра выгодно продать. Последние во время кризиса могут вообще приостанавливать продажи, чтобы не пришлось продавать картины ниже цены покупки.


В начале 90-х прошлого столетия галеристы решили простимулировать спрос на предметы искусства 40 — 50 годов. Издавались тематические книги, велась активная реклама, вследствие чего начались активные продажи. Однако как только их пыл немного поутих, рынок сразу же рухнул. Благодаря усилиям некоторых галеристов удалось создать за рекордно короткое время рынок комиксов. Первый выпуск комикса «Супермен» удалось продать за $3,2 миллиона, а обложка первого «Тинтин в Америке» ушла за €1,3 миллиона.

Долгое время графика воспринималась как некий дешевый аналог настоящей живописи. Но в 1970-х Sotheby’s и Christie’s начали ее продавать в Нью-Йорке. В Европе был основан Салон рисунка, который регулярно собирает в одном месте ценителей данного направления. Эти усилия галеристов не проходят даром, уже в 2012 году рисунок «Голова апостола», нарисованный Рафаэлем, ушел с молотка за $48 млн.

Чтобы заработать на коллекционировании, нужно угадывать моду

Моду могут задавать только значимые и известные люди. Именно благодаря моде в свое время был сформирован рынок ар-деко. Это поколение было популярно еще в 20 — 30 годы XX столетия, однако с началом войны эта популярность постепенно сошла на нет. И вот спустя десятилетия, в 1960-х ар-деко заинтересовал Энди Уорхола, а затем это направление понравилось Карлу Лагерфельду и Ив Сен-Лорану. В результате музеи занялись организацией экспозиций в стиле ар-деко и до сегодняшних дней некоторые предметы продаются на аукционах за огромные деньги.

Но все же искусство – это, прежде всего, удовольствие, красота и только потом — деньги. Тем, кто хочет на этом заработать, лучше запастись терпением, большими знаниями и не надеяться на быстрый результат.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *