4 сентября 2018     0
 

Как обратиться за помощью к финансовому омбудсмену

Третьего сентября начал действовать закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Теперь права граждан будет защищать уполномоченный, другими словами, — финансовый омбудсмен.

Можно констатировать, что российские законодатели решили перенять опыт западных стран, в которых институт финансового омбудсмена занимается досудебным урегулированием споров между гражданами и финансовыми учреждениями. Нововведение разгрузит судебную систему: в 2017 году только по вопросам, связанным с ОСАГО, в суды поступило более 390 тыс. исков.

Финансовый омбудсмен будет, прежде всего, заниматься спорами между гражданами и страховщиками, в частности по ОСАГО. Вторая актуальная тема – потребительское кредитование.

К уполномоченному можно будет обратиться, если размер требований не более 500 тыс. рублей (в случае ОСАГО – без ограничений по сумме требования). Установлен срок давности – 3 года.

Перед обращением к финомбудсмену потребитель должен сначала обратиться в финансовое учреждение, с действиями которого он не согласен. Если откажут – может обращаться к уполномоченному. Омбудсмен в течение 15 дней рассмотрит обращение, а в случае необходимости проведения технической экспертизы у него будет еще 10 дней. Решение уполномоченного вступает в силу через 10 рабочих дней.

В принципе, финансовая компания может отказаться выполнять решение, но в любом случае она должна уведомить омбудсмена о своих действиях. Если компания отказывается платить, гражданин получает удостоверение – аналог решения суда. А дальше с нарушителем разбираются судебные приставы.

Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде, причем как со стороны потребителя, та и со стороны финансовой компании. Гражданам на это отводится 30, а компаниям – 10 дней. Если суд подтвердит правоту гражданина, компанию могут еще и оштрафовать на 50% от суммы искового требования.

Финансовый омбудсмен не зависит от местных и федеральных властей. Назначать его будет Центробанк на 5 лет. Можно 3 срока подряд занимать эту должность, но не более. Требования к уполномоченному достаточно жесткие: возраст от 35 лет, наличие образования, опыта работы, безупречная деловая репутация.

На этапе становления финансирование службы омбудсмена обеспечит Центробанк. Затем нагрузка ляжет на плечи финансовых учреждений: они будут платить взносы в зависимости от количества проигранных споров и реакции на решения уполномоченного.

Финансовые учреждения, которые договорятся с потребителем, не доводя дело до омбудсмена или до принятия решения, сэкономят деньги на оплате за рассмотрение спора. Данные о таких спорах не попадут в публичную отчетность уполномоченного.

В полном объеме закон заработает не сразу. Предусмотрены следующие этапы:

  • с 3.09.2018 г. – подготовительный период;
  • с 1.06.2019 г. – начало работы в сегменте ОСАГО;
  • с 28.11.2019 г. – подключение остальных видов страхования;
  • с 1.01.2020 г. – начало работы с микрофинансовыми организациями;
  • с 1.01.2021 г. – подключение банков, кредитных кооперативов, НПФ и ломбардов.

С 3.12.2018 г. финансовые учреждения могут добровольно начать сотрудничество с системой уполномоченных. В данный момент уже имеются страховщики, банки и МФО, готовые это сделать. Такого рода инициативы будут приветствоваться Центробанком и учитываться при осуществлении надзора.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нашли ошибку? Есть пожелания? Пишите!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связаться с нами можно по почте vl@exocur.ru