Как отличить мошенника, играющего роль сотрудника банка
Похоже, что у мошенников, промышляющих воровством с чужих банковских карт, фантазия никогда не иссякнет. Банки постоянно совершенствуют системы защиты, но человеческий фактор зачастую нивелирует все технологические преграды. Злоумышленники пользуются социальной инженерией, выманивают у доверчивых россиян конфиденциальную информацию и крадут деньги.
Чтобы защитить свои счета, нужно не терять бдительности при общении с людьми, которые выдают себя за банковских служащих, критически относиться к их просьбам и рекомендациям.
1. Странные ссылки
Для перехвата данных, необходимых для управления счетом, преступнику даже не обязательно общаться с жертвой. Иногда мошенники присылают сообщения «от банка», в котором текст вроде этого: «Ваши счета заблокированы. Подробности по ссылке:…».
Часто люди, увидев такое сообщение, впадают в ступор и не задумываясь переходят по ссылке. А дальше начинаются реальные проблемы: телефон загружает вирус, который ворует данные интернет-банка, или жертва попадает на поддельный сайт своего банка и сама вводит информацию, которую потом используют злоумышленники. Возможны и другие варианты, но обычно все заканчивается потерей денег.
На самом деле
Как правило, представители банка предлагают обращаться за подробностями в местное отделение или справочную службу. Ели кредитная организация и отправляет ссылки, то они приходят в незашифрованном виде. Однако рисковать не стоит в любом случае: лучше поискать информацию самостоятельно, зайдя как обычно на сайт банка. Второй вариант – позвонить по номеру, указанному на банковской карте.
2. Непонятный номер телефона
Довольно часто жулики маскируют свои контакты под номера банков, поскольку так проще втираться в доверие к клиентам. Получить номер, начинающийся с 8-800 может практически каждый. За первичное подключение плюс первый месяц пользования операторы берут всего 5-6 тыс. рублей. Достаточно опустошить счет одного обычного россиянина, и эти вложения окупятся.
Мера предосторожности
С позвонившим от имени банка можно пообщаться, но данные карты, а также информацию о себе лучше не давать. Услышав подозрительные вопросы, желательно перезвонить на официальный номер финансового учреждения и прояснить ситуацию.
3. Слишком много вопросов
Когда мошенник понимает, что на другом конце провода готовы дать информацию, он может буквально засыпать вопросами: поинтересоваться всеми данными карты, ФИО, паспортными данными и проч.
Сотрудники банков так себя не ведут. Они могут спросить кодовое слово, но детального опроса не будет, поскольку клерки видят всю необходимую информацию о клиентах у себя на мониторе. Особенно должно насторожить, если интересуются CID-кодом – тремя цифрами на тыльной стороне карты.
4. Пароли в смс
От подбора данных карт банки защищают каналы удаленного доступа с помощью технологии 3D Securе. Однако если мошенник знает код подтверждения транзакции, никакая защита не спасет ваш счет от кражи.
Если вам пришла подозрительная смс с просьбой отправить в ответ код, только что пришедший с официального номера банка, то это, безусловно, ловушка. Дальше преступники просто воспользуются онлайн-банком и выведут все деньги с вашего счета. Вернуть средства при этом обычно не удается. Можно конечно жаловаться, искать виноватых, но по правилам платежных систем, в таких случаях вся ответственность на клиенте. Именно он допустил утечку данных, а значит, виновен в случившемся.
5. Глупые орфографические ошибки
От опечаток никто не застрахован, но они могут отпугнуть клиента в деловой переписке. Банки трепетно относятся к своему имиджу, поэтому клерки при общении с гражданами используют готовые шаблоны ответов. Это делается не только ради борьбы с опечатками. Такой подход способствует быстроте обслуживания, поскольку обычно клиенты задают примерно одинаковые вопросы. Бывает, конечно, что подходящего шаблона нет, но в этом случае текст перед отправкой проверяют другие люди, поэтому вероятность орфографических ошибок минимальна.
Мошенники, переписываясь с жертвой в интернете, тоже пользуются шаблонами, но когда случается нештатная ситуация, порой ошибаются. Увидев неправильные формулировки, стоит связаться с представителями финансового учреждения по другим каналам.